Педагоги готовы поднять на федеральном уровне вопрос низких окладов
Александр Мамкин — преподаватель Суджанского сельскохозяйственного техникума — в конце прошлого года стал победителем всероссийского педагогического конкурса «Мои инновации в образовании — 2019». Награждение должно состояться уже в ближайшее время. Несмотря на то, что для региона каждая подобная победа значит много, особых поздравлений педагог до сих пор не получил, при том, что уже не первый раз он становится лауреатом, с честью защищая родной регион.
Быть услышанным на самом высоком уровне
Для понимания, только в прошлом году на конкурс было направлено более тысячи заявок от педагогов со всей страны. Лишь около 600 прошли отбор. Всего же было награждено 60 проектов-победителей. В этот раз конкуренция была еще выше. При этом, победа в соревнованиях подобного уровня — это не просто новый шаг в карьере, но и возможность поднять на федеральном уровне вопросы, которые волнуют преподавателей всей страны. Например, обсудить размер оклада и учебной нагрузки педагогов. В прошлый раз после награждения лауреатов, которое проходило в Госдуме РФ, было подписано обращение с просьбой отменить новую систему оплаты труда педагогов и повысить гарантированную часть заработной платы преподавателей. Тогда подписи под документом поставили сорок из шестидесяти победителей конкурса. Просьбу преподавателей в целом услышали — зарплата выросла. Пусть и не так заметно, как этого бы хотелось самим педагогам.
«На самом деле то, что удалось собрать столько подписей под данным документом, удивительно само по себе, — признается Александр Мамкин, — обычно преподаватели предпочитают между собой обсуждать подобные вопросы, не обостряя отношения с чиновниками. Боятся, как бы ситуация не стала еще хуже. И то, что о проблемах, которые волнуют не только победителей конкурса, но и их коллег во всех уголках страны, в прошлом году заявили таким образом и на столь высоком уровне говорит о многом. Теперь, после того, как стало понятно, что власть готова нас услышать, не исключено, что мы между собой обсудим, какую проблему осветить в этот раз».
По словам преподавателя Суджанского сельскохозяйственного техникума, пока сложно обозначить тему нового обращения. Проблем в отрасли накопилось немало.
«Думается, наше прошлогоднее обращение после церемонии награждения, а также аналогичный вопрос, заданный на Прямой линии с президентом, собравший 2000 голосов, помогли ускорить принятие решения с повышением заработной платы. Тогда мы просили отменить нормативы оплаты труда и ориентироваться не на среднюю, а на фактическую зарплату. В этом году возникла другая, не менее острая проблема. Нам объявил, что планируется приравнять оклад за одну ставку к двум МРОТ, но когда примут данный документ неизвестно. По самым пессимистичным прогнозам процедура может занять и год, и больше. Было бы разумно попросить об ускорении процесса повышения базовых окладов и создании единой, справедливой, объективной системы оплаты труда для педагогов. Также, считаю, что назрела необходимость провести научно обоснованные исследования, чтобы выяснить, сколько времени, помимо урочной нагрузки, учителя тратят на остальные обязанности, такие как проверки тетрадей и составление документации. Фактически, есть мнение ряда ученых, что одна ставка учителя — это восемь часов в день. Две ставки, как понимаете, — 16 часов, которые придется отработать так или иначе, ведь учебный процесс не ограничивается уроками с детьми — занятия еще надо подготовить, а это нередко занимает массу времени».
Зампредседателя комитета по образованию и науке Госдумы Лариса Тутова
в прошлом году вручила Александру Мамкину благодарность за работу
Для понимания того, о чем идет речь, достаточно представить следующее. Сегодня от преподавателей ждут, что они ежегодно будут обновлять и переделывать рабочие программы. У Александра Мамкина она занимает около 750 листов набранного текста. «Раньше подобные программы разрабатывал автор учебника, — рассказывает педагог. — При этом, если у него на такую работу уходило менее трех лет, это называлось халтурой. По сути, автор предлагал и учебник, и методические материалы, рабочие тетради, программы к нему. Учителя же переписывали рабочие программы. Затем разработку рабочей программы спустили на самих преподавателей, которые на базе типовой создавали собственную. Объем доходил до сотен страниц. Несколько лет назад Минобр сократил число требований к рабочей программе с восьми до трех, но кое-где до сих пор сохраняется максимальное число предписаний по оформлению. У нас, к примеру, около сорока регламентируемых пунктов, при этом описано все, вплоть до шрифта и его размера. Вот и получается, что на подготовку качественного занятия или урока почти всегда уходит в разы больше времени, чем на его проведение».
Проекты-победители интересны другим регионам, но не нашему?
Если в прошлый раз Александра Мамкина отметили за его проект в области инноваций в преподавании, в этот раз он выступил в другой номинации — «Воспитательная работа и формирование лидерских качеств обучающихся». К сожалению, с воплощением этих идей на практике уже возникали сложности. Долгое время педагог работал над формированием правовой культуры студентов техникума. Предполагалось, что эта программа будет реализовываться в три этапа: через передачу минимальных знаний права и воспитание умения выделить главное, составляя интеллект-карту события; затем через освоение веб-квеста, в ходе которого студенты обучатся находить информацию в Сети и проверять и сопоставлять ее; далее посредством проекта «Правовая клиника» учащиеся техникума применяли бы на практике полученные знания, организуя бесплатное консультирование обратившихся. Помощь студентов-участников проекта получили более сотни жителей региона, после чего, к сожалению, в прошлом учебном году Суджанский сельскохозяйственный техникум решил свернуть данную программу, хотя она и не требовала никаких финансовых вливаний со стороны учебного заведения. Удастся ли применить на практике наработки этого года — также большой вопрос.
О том, как организована поддержка талантливых педагогов в регионе можно говорить много. Но лучше всего ситуацию характеризует один факт. Для того, чтобы принять участие в церемонии награждения год назад Александр Мамкин вынужден был искать спонсора. У техникума денег на это не нашлось. Помогло обращение к губернатору и в комитет образования, после этого техникум нашел возможность оплатить поездку, кроме того было дано распоряжение районной администрации изыскать возможность найти спонсора. В результате часть расходов взял на себя один из фермеров. Как будет организовано все в этом году — непонятно. Во всяком случае, самостоятельно отложить на поездку деньги при зарплате в 16 тысяч рублей (и это после ее значительного повышения с 13 300, — прим.авт.) едва ли получится.
Единственные, кто закрыл дорогу?
Задача каждого конкурса — не только выявлять таланты, но и создавать условия для их дальнейшего развития. К сожалению, в нашем регионе это не всегда работает. Сегодня Курская область — едва ли не единственная, в которой были приняты изменения в Положение об областном конкурсе «Преподаватель года». Согласно им, один участник может подавать заявку не более трех раз подряд. Возможно, сделано это было для того, чтобы облегчить конкуренцию для молодых конкурсантов. Но ведь никто не предлагает из раза в раз награждать одних и тех же, а обмен опытом со старшими коллегами многим бы пошел на пользу. Примечательно, что брать на вооружение эту идею остальные регионы не собираются, что само по себе характеризует ее не с лучшей стороны.
Собственно, именно принятые изменения и стали причиной того, что ни Александр Мамкин, ни некоторые другие его коллеги, не смогли поучаствовать в профессиональном соревновании «Преподаватель года 2019». При этом, даже не смотря на более, чем скромную заработную плату и огромную ответственность они продолжают сохранять верность выбранной однажды профессии. А также верить, что когда-нибудь фраза «педагог — это звучит гордо» из затертого штампа превратится в реальность.
Похожие статьи
ЛДПР требует снизить цены и тарифы14 дней самоизоляции для туристовДень района измалковцы отметят масштабным фестивалем на живописном берегу рекиДвое курян пострадали в ДТП возле Кировского мостаВ Обоянскойм районе Курской области взорвался домЕще в рубрике
У курского центра медицины катастроф появился новый реанимобиль
17:29
На территории Курской области 7 декабря обещают мокрый снег, гололедицу и мороз до -3
16:48
Курская область стала лучшим регионом культурного добровольчества
16:47
В Курске продолжается борьба с незаконной торговлей
16:26
Жители курского приграничья продолжают получать выплаты на капремонт пострадавшего жилья
16:15
В Минобороны РФ рассказали о потерях ВСУ в Курской области
16:11
В Сеймском округе Курска поймали одну бездомную собаку
ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ