Жорж Дюруа - победитель или жертва?
Заслуженный деятель искусств России Сергей Коробков является автором интерпретации спектакля "Милый друг". Он уже ознакомился с итоговым результатом и поделился с КурскТВ своей рецензией.
28 сентября Курский драматический театр имени А.С. Пушкина торжественно откроет новый 228-ой театральный сезон. Театр представит зрителю громкую премьеру - «Милый друг» по роману французского классика Ги де Мопассана. Смело…
Понятно, что в действе, жанрово поименованном в афише, как шоу, каждый зритель увидит свое и выделит то, что созвучно его эмоциональному состоянию. Выбор есть. Но вот режиссер Юрий Бурэ, художник Александр Кузнецов и хореограф Галина Халецкая, как мне кажется, нацелили труппу и исполнителя титульной роли Михаила Тюленева на вполне конкретную задачу: посмотреть на «Милого друга» широко и всеохватно, по театральному романно, отчего результат вышел многомерным, не суженным до привычных оценок среднестатистического читателя и легковесных восторгов неофита, впервые узнавшего об истории Жоржа Дюруа со сценических подмостков, то есть не читавшего книги.
«Милый друг», несмотря на обозначенный как шоу жанр, получился серьезным и глубоким разговором о жизни, где обстоятельства – случайные и непредвиденные – совпадают или не совпадают с внутренней жизнью персонажей, влияют на них, их формируют, меняют, и «итог» неизбежно выходит непредсказуемым, существует как бы вне морали и категоричных нравственных вердиктов.
В самом деле – спрашивает театр – кто такой Жорж Дюруа? Циник и прагматик, во что бы то ни стало стремящийся влиться в общество, которое его манит, искушает, развращает? Или «последний пылко влюбленный» – ведь чувство его к Клотильде де Марель искренно, человечно, сокровенно. Кто все эти люди – общество «французской жизни» с водреками, вальтерами, варенами, марелями, форестье etc.? Не оно ли превращает деревенского паренька, служивого берейтора Жоржа Дюруа в Дю Руа де Кантеля – без пяти минут депутата? Что он, без их «опеки», их провокаций, их умыслов и интриг? Кто он, наконец? Победитель или жертва?
В одном из писем Лев Николаевич Толстой, рассуждая об «Анне Карениной», признавался: «Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собой, для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится». Перефразируем: концепция, выраженная особо, страшно понижается. И, напротив, панорамный взгляд, какой предлагает Юрий Бурэ на историю Жоржа Дюруа, не оправдывая, но и не обвиняя героя, дает объемную, не суженную до окошка фотообъектива картину жизни, что всегда шире любых представлений о ней и любых моральных умозаключений по ее поводам.
В спектакле такой взгляд внятно транслируется не только через безукоризненно слаженный ансамбль замечательных актеров, но и через сценографию Анатолия Кузнецова, которая позволяет вынести действие в пространство жизни без стен и потолков: на Елисейские поля, к арке Этуаль (она же церковь Магдалины на Королевской улице), на Пигаль – к Мулен Ружу, чья вращающаяся мельница, символизирующая безостановочное и безучастное течение времени, нависает над смертными персонажами как шестерня часового механизма. С ним, этим взглядом, ассоциируется образ французской жизни как безостановочного канкана, тулуз-лотрековской и оффенбаховской стихии, заслоняющей мишурой все, что происходит в душах.
А там – глубины, там миры и бездны. Сегодня, по-моему, надо спешить в театр, чтобы увидеть Михаила Тюленева в роли Жоржа Дюруа: артист берет роль поистине с «гамлетовским» масштабом, проживая поминутно все перипетии и романного сюжета, и сюжета внутреннего – меняясь с такой виртуозностью, какая доступна, может быть, только кинематографу с его раритетной возможностью монтажа. Но здесь-то – «живьем», на глазах публики и преимущественно на крупных планах. Браво!
Невероятно талантливая Галина Халецкая превратила аккомпанирующую и жанровую роль проститутки Рашель в главный символ спектакля, образовав в нем сущностный диалог с Дюруа Михаила Тюленева. Через диалог получилось, как у Шекспира, «держать… зеркало перед природой, показывать доблести ее истинное лицо и ее истинное – низости, и каждому веку истории – его неприкрашенный облик». Нашему – тоже, добавляет Юрий Бурэ.
Если «Милый друг» в Курской драме – шоу, то да, оно должно продолжаться.
Посмотреть спектакль на сцене курского драмтеатра можно:
28 и 29 сентября в 18.00
5 и 13 октября в 18.00
10 и 23 ноября в 18.00
Читайте также: Милый друг или Да здравствует настоящая любовь!
Привыкли прогибаться под сильных мира сего, но возраст дает себя знать? Устает спина? Сводит мышцы шеи? Немеют руки и ноги? Поясничные корсеты Орто-Доктор помогут вам забыть о проблемах с позвоночником! Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста
Похожие статьи
В селе Курской области сгорел жилой домРомана Старовойта возмутил автопробег ЛДПРВ Курской области продолжается приёмная кампания в ВУЗыВ деревне Курской области под утро горел сарайВ Курске 17 лиц обвиняются в распространении наркотиковЕще в рубрике
Курские школьники вышли в полуфинал Всероссийского конкурса
16:48
В Курске до 26 сентября перекрыли дорогу на Заводской
15:08
В Хомутовском районе расширили список населённых пунктов, где объявлена эвакуация
14:53
В Курском районе горит сухая трава
14:35
В Курской области 17 сентября военные сбили ещё две вражеские ракеты
13:00
В Курской области 18 сентября похолодает до +21 градуса
12:30
В Курске преобразили парк Рокоссовского
ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ