Картины и судьба художника, жившего на месте галереи "АЯ"

Курянка рассказывает о своем родственнике - известном художнике 

    Мне не довелось пересечься во времени с Анатолием Письменным – моим  двоюродным дедом, но его незримое присутствие я ощущаю на протяжении всей своей жизни.

Этюдник в наследство

     С детства со стен на меня смотрели картины, на которых так хорошо знакомые и осязаемые  реальные предметы обретали новое звучание. Нож с выщербленной ручкой, которым много лет пользовались на кухне уже на моей памяти,  стеклянный бокал, прозрачный и хрупкий, в окружении  осенних листьев и поздних яблок, небрежно рассыпанных на столе, тёмно-синий фон, завораживающий и уводящий вглубь холста…  Терпким дыханием осени, близостью первых холодов веяло с этого натюрморта.

 

 

     Типичные для средней полосы пейзажи: бескрайние поля,  уходящие вдаль дороги, нагретые солнцем крыши – всё так знакомо и, в то же время , поэтично  одухотворено. Портреты людей, мне не знакомых, и среди них, неожиданно, карандашный рисунок моей бабушки, совсем еще молодой…

     Этюдник с засохшими красками и перепачканная палитра, доставшиеся мне как бы в наследство,  наводили на размышления. Что-то вынудило владельца все бросить, не вытерев кисти и не вычистив палитру? Творческие мучения, быть может? А может, и более глобальные трагические события помешали продолжить работу?

      В более сознательном возрасте я стала интересоваться: что же это за картины и кто их писал? Сведения были немногочисленны, одно было несомненно: автор этих работ – Анатолий Григорьевич Письменный, художник, ушедший добровольцем на фронт и погибший незадолго до окончания войны.

      Анатолий Григорьевич Письменный был двоюродным братом и другом моего дедушки Голикова Владимира Александровича. В юности они вместе учились в художественной студии, вместе ходили на этюды. Но Владимир Голиков стал математиком, хотя увлечение живописью сохранил до преклонных лет. Анатолий часто бывал в доме на улице Степана Разина, где жила дедушкина семья.

       Уходя добровольцем на фронт, художник оставил свои многочисленные холсты, наброски, рисунки в этом доме на хранение Владимиру Голикову. Большинство работ подписаны рукой Письменного и пронумерованы. Семья дедушки неоднократно переезжала.

      Много лет спустя, разбирая старые бумаги,  я наткнулась на чудом сохранившиеся  папки с карандашными зарисовками, старые холсты, часто исписанные с двух сторон и свернутые в рулон, акварели и сангины на пожелтевшей от времени бумаге, множество этюдов и набросков.

      Сохранился каталог с выставки Анатолия Письменного в 1936г., где он пишет о себе так:

“Родился в 1906году  в гор. Фатеже, Курской области в семье мещанина. В 1909 году наша семья переехала в гор. Курск. 14 лет уже работал по найму, одновременно учился живописи у курского художника Якименко-Забуги М.Н., затем учился в студии политпросвета. Дальнейшему учению по искусству не способствовали бытовые условия, и я был вынужден работать счетным работником, уделяя живописи свободные часы и выходные дни. Два раза участвовал на выставках курских художников (1926 и 1935 г.).

В марте 1936 года картинная галерея приглашает меня на работу в качестве экскурсовода в галерее, где я работаю в настоящее время.

Меня интересует портрет как раскрытие сущности человека. Но чтобы создать социально-значимый холст, насыщенный идеей, необходимо полностью овладеть мастерством техники в живописи и рисунка.

Поэтому в данное время я уделяю все свободные часы работе над натурой, одновременно посещаю семинар художников, подготавливаю себя к учебе в академии художеств.                          А. Письменный “

 

       Встреча с натурщицей

      Несколько лет назад я пыталась найти хоть какие-либо данные об Анатолии и его семье: писала письма, дала объявление о поиске в интернете, не особенно веря в успех.

       Появилась новая информация. Стало известно, что Анатолий участвовал в выставке МОЛОДЫЕ ХУДОЖНИКИ РСФСР в 1941 году.
Выставка открыта в феврале 1941 г. в Центральном выставочном зале
Московского товарищества художников (Кузнецкий мост, 11).
Разделы выставки: живопись, графика, скульптура, палехские изделия.
Участвовал 231 художник, экспонировано 547 произведений.
Был издан иллюстрированный каталог: Молодые художники РСФСР. В списке участников есть фамилия Письменный А.Г.

    Через полгода, когда поиски в интернете уже были заброшены, неожиданно откликнулась Наталья  Юрьевна Романенко – дочь соседки Анатолия Письменного. Благодаря Наталье Юрьевне удалось встретиться с её мамой Романенко (Щениной) Мариной Георгиевной, которая в подростковом возрасте жила в одном доме с Анатолием на ул. Веселой, 16, (сейчас на этом месте расположена художественная галерея “АЯ”) и даже позировала ему для портрета.

      Из воспоминаний Романенко (Щениной) М.Г.,  ( год рождения 1926) выяснилось, что  Анатолий Письменный писал  её портрет, названный “Перед  экзаменом”. На портрете  девочка с косичками сидит в саду, держит на коленях книгу, глаза опущены, на заднем плане -  заросли цветущей сирени. Известно, что портрет выставлялся в Курской картинной галерее, в здании Сергиево-Казанского собора.

По описанию соседки, Анатолий Письменный был “ высокий, скромный, с большими руками”…  Уезжая из города, неизменно оставлял на двери  записку: “В творческой командировке”, что вводило в недоумение некоторых соседей.

     Также, стали известны некоторые подробности частной жизни художника. В доме на улице Веселой,16  Анатолий жил несколько лет. Его комната была на втором этаже, напротив квартиры Щениных, окна выходили во двор. Соседка плохо помнит первую жену художника - Милю. Она погибла в автомобильной аварии по дороге на дачу в районе п.Сапогово. Дочь Анатолия  – Майя, в аварии не пострадала,  так как мать прикрыла её собой.

Несколько лет  Письменный переживал гибель жены. Вторично он женился уже перед самой войной.  Марина Георгиевна Щенина хорошо запомнила вторую жену, Надежду  Анатольевну,  – “красивая, очень милая”, которая часто заходила в квартиру соседей.  Но семейное счастье  продлилось не долго – помешала война.

Художник Письменный стал командиром танка Т-34. Командовал танковым взводом.  В письмах на родину из Латвии, Румынии, Польши, Восточной Пруссии, Померании живо интересовался художественной жизнью Курска. “Я всегда был, есть и буду художником”, - писал он своему другу в Курск.

 

Цензура не пропускала портреты

     На фронте Анатолий в минуты отдыха успевал делать наброски, карандашные портреты своих товарищей по оружию. Хотел участвовать в художественной выставке в освобожденном Курске, но  представить портреты не  смог, так как военная цензура запрещала пересылать любые изображения. Все, сделанные им на фронте рисунки, погибли в горящем танке во время боя 31 октября 1944 года. Сам Анатолий был ранен, но сумел выбраться.  За этот бой гвардии младший лейтенант Письменный был награжден вторым орденом Красной Звезды…

Всего на счету Анатолия Письменного три ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени и медаль “За боевые заслуги”.

     Анатолий писал : “ постараюсь принять участие на выставках после войны, если останусь живой (может быть, счастье улыбнется мне) и после серьёзной подготовки, т.к. возраст мой требует от меня серьёзных работ, а не случайных этюдов.”

     Анатолий Григорьевич погиб 19 марта 1945 года

      Ничто так полно не характеризует художника, как его творения. Несомненно,  Анатолий Письменный преклонялся перед классическим искусством во всех его видах. Тому подтверждением явилась его работа 1936 года “Интерьер курской картинной галереи.  Сергиево – Казанский собор”. Галерея, как храм искусства. Языком живописи автор пытался выразить своё восхищение мраморной богиней,  за которой следуют чередой другие изваяния, где арка почти триумфальна, а фоном служат картины в роскошных рамах из собрания галереи.  А она – совершенна,  прекрасна и недосягаема…

Беломраморна стать…

 

Заповедного жеста скольженье…

И умом не понять

Тайну взгляда и телодвиженья.

Белизной нагота

Со столетьями истово спорит,

Драпировок волна

Вторит волнам Эгейского моря…

     Через 70 лет после создания эта картина появилась на юбилейной выставке, посвященной 75-летию КОСХ. Этому в немалой степени поспособствовала Каркавцева Луиза Ивановна, которая проявила живой интерес и  к истории жизни Анатолия Письменного,  и к его работам.

     Бесценность любого творчества в том, что оно даёт животворный импульс другому творчеству, не обязательно живописному. При длительном  разглядывании картин появляется ощущение диалога с художником, проникновения в его душу, его мысли…

Я верю в магию картин.

Неистово. Вслепую. Бесконечно.

Холст времени переместим –

Беседу поведем беспечно…

Ты мне расскажешь, просто так,

О бренностях и пустяках,

О всём живущем на земле,

О вечности… и о себе…

         Елена   Головина

 

#художник #искусство #культура #история
Добавь Kursktv.ru в список своих источников


Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти

Похожие статьи

Из всего проверенного сыра «Российский» ни один не соответствует стандарту
В Курской области найдены доспехи начала нашей эпохи
С огнем в Курске боролись три пожарных расчета
Курские росгвардейцы написали письма матерям
Назначен руководитель аппарата общественной палаты Курской области

Еще в рубрике

20:48
КМС- trophy 6- гонки, которые запомнятся!

15:05
«Курский соловей» приведёт к закрытию одной из улиц города

11:01
Куряне на дегустации пытались найти настоящее сливочное масло

00:01
Ремонт тепломагистрали в центре Курска завершён

19:57
Абонентская база сервиса «Видеонаблюдение» от «Ростелекома» в Курске выросла почти в два раза

19:56
Спецрепортаж. Как живется в Курске инвалиду по зрению и собаке-поводырю

17:55
В центре Курска перекроют некоторые улицы

Проходите ли вы диспансеризацию? ?


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Реклама


Новости СМИ2