«Черные» технологии курских выборов

Политтехнологи признаются, что ждать сюрпризов от грядущих выборов губернатора Курской области, а также депутатов горсобрания и областной Думы, не приходится. «Черные технологии» используются чаще всего на конкурентных голосованиях. Ни одна из грядущих кампаний под это определение, похоже, не попадает. Какие методы в недалеком прошлом использовались в регионе и к чему следует быть готовым кандидатам и избирателям, мы, тем не менее, попросили рассказать тех, кто занимался организацией выборов.

Все о сетках

Политтехнолог Антон, назовем его так, провел несколько кампаний разного уровня как в нашем регионе, так и далеко за его пределами. Он признается, что давно не видел в Курской области чисто «белых» выборов: в ходе каждой кампании использовались «черные» технологии. Чаще всего практикуются прямой и скрытый подкупы избирателей, которые требуют больших сумм и не менее обширной команды. В этом случае речь идет о построении вертикально ориентированной сетки с супервайзером, менеджером, лидером мнений и низовым звеном — лояльными избирателями. Применяется еще и проект «добрые дела», подразумевающий поиск проблематики по дворам и улицам и денежное решение этих вопросов. Такой метод очень эффективен и хорошо сочетается с гласной открытой избирательной технологией, например, встречей с избирателями. Происходит это так: кандидат приходит во двор к избирателям, а пара­-тройка неприметных людей у него за спиной узнает, какие проблемы есть у населения, выявляют старшего по дому или наиболее активного местного жителя и начинают с ними работать.

Если решено разворачивать сетку по подкупу избирателя, подготовка начинается примерно за пять­-шесть месяцев до старта кампании. Проводятся соцопросы, исследования электорального мнения, проверяется известность того или иного кандидата. «Не каждые выборы можно решить «черными» технологиями. Если у кандидата сильный антирейтинг или общественное отношение к нему не из лучших, люди не проголосуют. Так было, к примеру, с Александром Федуловым, который хоть и реализовывал «добрые дела», не сумел на прошлых выборах привлечь достаточное число избирателей на свою сторону.

Но вернемся к сетке. После проведения соцопросов в дело вступает выборная команда, содержание и набор которой — самое уязвимое место любого кандидата. На большом округе требуются приблизительно один супервайзер и порядка 10­12 командных менеджеров. Каждый из них получает свой участок работы — конкретные улицы, где и ведется массовая проработка людей через знакомства, встречи с избирателями, соцопросы и разнос агитации. В результате выявляются лидеры мнений, способные повести за собой других. С ними проводится вербовочная беседа, на которой поясняется: сколько они получат за каждого приведенного человека и сколько заплатят проголосовавшим. Бывают сетки полуплатные и полностью платные. В первом случае деньги получают только лидер мнений и работники штаба, а избиратель идет на выборы на голом энтузиазме, так как кандидат и хороший человек его попросили. Это хорошо при неконкурентной борьбе.

Полностью платная сетка подразумевает плату и лояльным избирателям. Эффективность подобного рода вербовки достаточно высока: примерно 70% тех, кому обещаны деньги, придут. В день выборов каждый лидер мнений раздает список своих избирателей: сколько человек придет. Командный менеджер сдает их территориальному менеджеру, который и отвечает за дальнейшую работу с ними. Люди или сбрасывают фото бюллетеней, или сдают лидеру мнений заранее выданные им талоны, которые пойдут для отчета командному менеджеру.

Смутить — значит обезвредить

В плане «черного пиара» хорошо работают публикации в СМИ. И тут возможны несколько подходов. В одном случае — это написать о человеке какую­-нибудь чушь для уничтожения рейтинга. Пример, заказные статьи в «МК Черноземье», вышедшие про Александра Егупова и пастафарианскую церковь, которую тот, якобы, основал в Курской области, предав тем самым Родину и попав едва ли не в число террористов. На это СМИ соглашаются редко и только в том случае, если подмоченная репутация того стоит. Второй вариант — накопать что­-то реальное на кандидата. Метод можно счесть как законным, так и нет. С одной стороны нельзя вторгаться в частную жизнь человека, с другой, если при этом вскрываются его неблаговидные поступки, то все уже не так однозначно.

«Еще одна технология на грани — контрподкуп, назовем его так, — рассказывает Антон. — Понятно, что до выборов деньги никому не выдаются, для чего и нужны лидеры мнений — люди, от которых избиратели согласятся ждать обещанную плату. Уже спустя время после голосования деньги наличностью начинают развозить. Однако бывает, что кандидаты, несмотря на договоренности, не расплачиваются с избирателями. Предъявить им, понятно, нечего. Подобного рода вопросы в свое время возникали, насколько я знаю, к одному из нынешних замов губернатора Курской области и еще к нескольким действующим депутатам КГС».

Сказать, что однозначно «выстрелит» на тех или иных выборах, нельзя, поэтому методы используются совокупно. В городе людям гораздо интереснее получить деньги за голос, а не «добрые дела». Дошло до того, что в отдельных районах электорат не хочет голосовать бесплатно. Реже используемый в последние годы метод — дискредитация на встрече с избирателями сработает не со всеми. Тут надо знать психологический профиль соперника. Кто­-то сразу потеряется, кто­-то стойко выдержит удар и только заработает дополнительные очки на скандале. Едва ли стоит ждать на этих выборах и появления «спойлеров» — полных тезок одного из основных кандидатов. На этот шаг идут только в особых случаях и явно не на губернаторской кампании 2019 — слишком высок интерес к ней на различных уровнях. Опять же, избирком старается не пропускать подобные «совпадения». Хотя исключать, что если ЛДПР выдвинет главным кандидатом Сергея Иванова, попытки внедрения «спойлера» не будет — нельзя. Но учитывая, что у нас не ожидается острого протестного голосования, скорее всего политтехнологи не станут рисковать.

Мария Яковлева.

Читайте также: Игры, которые мы заслужили вместе с тобой

Какие из курских выборов обещают быть наиболее жаркими?

«Старовойт, ты пацан или не пацан?»

Фото caricatura.ru

#Политика
Добавь Kursktv.ru в список своих источников



Похожие статьи

На подготовку к Масленице потратили около 500 тысяч рублей
28-летняя курянка погибла под колесами автомобиля
Курские тарифы на вывоз бытового мусора под вопросом!
Ремонт и обслуживание автомобилей Форд
План побега 2 с 28 июня

Еще в рубрике

17:38
46 жителей приграничья Курской области, вывезенных на Украину, возвращаются домой

16:45
Вечером 21 ноября в Курской области насмерть сбили женщину

16:27
В Минобороны РФ сообщили о ходе КТО в Курской области

15:52
В Курской области покажут документальный спектакль о событиях августа 2024 года

15:05
В Курске пройдет плановое отключение света

14:58
Дарья Рупусова: «Курский характер – это стойкость и непоколебимость!»

14:31
Курский губернатор призвал глав Беловского и Рыльского районов активнее работать с земляками

?


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Реклама