История Летнего театра Курска
В KurskTV начинает жизнь новая рубрика - об объектах культурного наследия города, признанных официально и признанных самим временем. Здесь будут публиковаться истории о нашем городе, о том, каким он был, каким он стал и каким бы мог быть.
Рубрика создана на правах информационного партнертсва с группой "Реновация Соловьиного края"
Первая публикация посвящена уже несуществующему Летнему театру.
Многим курянам не понаслышке знаком Парк им. 1 мая, в котором расположено множество аттракционов и откуда открывается прелестный вид на Стрелецкую. Парк этот знали наши родители, бабушки и дедушки, прошел он через весь советский период, а начало его положено было еще до событий 1917 года. В те годы он назывался Коммерческим садом. И вот еще тогда на его территории было построено уникальное здание, знакомое многим из нас и получившее название Летний театр.
Вот большая цитата об истории Летнего театра из статьи Владимира Борисовича Степанова, которого уже нет, к большому сожалению, с нами:
- После пожара, случившегося в курском купеческом саду, когда в бушующем огне сгорело много садовых построек, купеческое собрание построило в 1912 году новое здание летнего театра в модном для того времени архитектурном стиле модерн по проекту архитектора М.М. Перетятковича. Здание должно было закрепить у общественного мнения мысль о купеческой щедрости.
Здание театра было построено быстро. Интересно отметить, что это одно из первых зданий в России, построенное из монолитного железобетона. Строили его бельгийцы. Это был уже не первый случай хозяйственной деятельности в Курске бельгийского капитала. Известно, что в апреле 1898 года в городе на Херсонской улице (на этом месте, расположенном на углу улиц Дзержинского и Добролюбова, возведено десятиэтажное здание Центра научно-технической информации) бельгийцами была построена электростанция для снабжения электрическим током моторных вагонов, а 18 апреля того же года акционерное общество "Курский трамвай", правление которого находилось в Брюсселе, открыло трамвайное движение от Московских до Херсонских шпилей.
Небольшой двухъярусный Летний театр закрытого типа был предназначен для любительских спектаклей и приезжих небольших театральных трупп. В партере театра разместилось 300 мест, 150 мест на балконе. Здесь же было еще 20 лож.
В первый летний сезон 1913 года в театре работала драматическая труппа Дневского и Добровольского. Небольшая сцена театра часто радовала курян. Даже в тяжелые дни 1918 года, летом перед бойцами Красной Армии здесь пела хороводные песни знаменитая Надежда Плевицкая, чье искусство вывело ее в первые звезды русской эстрады вместе с Варей Паниной и Анастасией Вяльцевой.
После революции, в двадцатых годах, бывшие общественный и купеческий сады были объединены в единый сад - клуб профсоюзов. В членство этого сада - клуба было вовлечено до 6000 человек. Ежедневно его посещало от 1,5 до 8 тысяч человек. Здесь был организован показ кинофильмов, работали библиотека-читальня, спортивная площадка, а здание Летнего театра было использовано для постановок художественных кружков, чтения докладов и лекций. В зале театра проводились живые газеты, инсценировки, концерты. 2 сентября 1923 года в Летнем театре была поставлена пьеса А. В. Луначарского "Королевский брадобрей". Позже театр стал именоваться Летним государственным театром драмы и комедии, а в простонародье Бетонным театром.
Сегодня история Летнего театра незаслуженно забыта. В далеких теперь тридцатых годах в театре кипела творческая атмосфера. В летние сезоны в нем выступали гастролирующие в Курске музыкальные и драматические театры. Только в 1936 году куряне здесь услышали известную негритянскую певицу Арле-Тиц, театрализованный джаз Б. Ренского, скрипача Фишмана, пианиста Аптекарева. Зрители увидели американский музыкальный джаз Вайнтрауба, солистку балета Большого театра СССР Головину, хохотали на вечере рассказов, которые читал И. Ильинский. В то лето на сцене театра пели знаменитые солисты Большого театра В. Барсова и И. Козловский, выступил заслуженный квартет имени А. Глазунова; гастролировали Харьковский театр музыкальной комедии и театр музыкальной комедии Азово-Черноморского края. Летний театр за сезон посетило 60000 человек.
Здесь 24 июня 1934 года в 10 часов утра собрался весь руководящий актив новой Курской области - проходил первый объединенный пленум Курского обкома партии и облисполкома. Город Курск стал областным центром.
После разделения Центрально-Черноземной области на Воронежскую и Курскую древний русский город вновь принял облик важного административного и культурного центра. В нём открылись вузы, музеи, библиотеки, была создана областная филармония.
Здание Летнего театра серьезно не пострадало в годы оккупации Курска. После освобождения города оно вскоре было отремонтировано. После войны, когда в городе не хватало театральных залов, Летний театр работал с большой нагрузкой. Вновь куряне в нем увидели блистательную Любовь Орлову, известный дуэт В. Бунчикова и А. Нечаева, от души смеялись на концертах И. Набатова, М. Мироновой, А. Менакера.
Последние двадцать лет здание не эксплуатировалось, а после небольшого пожара, случившегося в конце XX века, теперь стоит замурованное кирпичами, ожидая своей гибели.
И ведь словно пророческими оказались эти слова. Вот небольшой фоторяд, отражающий состояние здания в последующие годы. Ветхое, с выбитыми стеклами, разрушенной ценой и висящими на металлокаркасах кусками бетона, но все еще сохраняющее свою осанку и радушную приветливость публике.
"В восьмидесятых годах прошлого века, во время экономического упадка СССР, Летний театр закрыли на ремонт, и он простоял до начала 90-х годов, пока ловкий делец-депутат его не приобрел за бесценок и ровно через сто лет со дня постройки здания его безжалостно разрушил зимой 2012 года."
Всего лишь из-за экономической никчемной прихоти одного человека куряне лишились не просто старинного здания, памятника архитектуры и культуры. Куряне лишились важной части души города Курска, которую уже ничем не восполнить, даже если его полностью восстановить по чертежам. Новому поколению осталось лишь созерцать заросший пустырь, огороженный забором из коричневого профлиста.
А ведь если раствориться в прошлом, то перед глазами начнут проноситься исчезающие в тумане небытия образы прошлого, той, уже позабытой жизни курян, несравнимой ни с чем.
«Куда ни взгляни, с фасадов домов центральных улиц Курска глядели скромные текстовые афиши без нынешнего яркого дизайна, которые призывали горожан на концерты в Летнем театре. Афиши возвещали гастроли певцов оперных и опереточных театров, драматических и эстрадных артистов, разного рода хоров, танцевальных коллективов, див балета, популярных артистов кино».
Скудость концертных площадок в послевоенном Курске заставляла Летний театр в саду Первого Мая работать с утроенной силой, а его директор Мейликер стал важной фигурой в городе.
Архитектурный проект здания летнего театра был разработан молодым архитектором Богданом Перетятковичем. Причем главный вход в театр он планировал устроить с нынешней улицы Сонина, но этому решению воспротивились местные церковные деятели, их вовсе не устраивало соседство зрелищного предприятия. Тогда зодчему пришлось изменить план театра на 180 градусов, устроив вход со стороны сада.
Осе Виденскому шел третий год, когда знаменитый композитор Имре Кальман создал свой очередной шедевр - оперетту "Марица". Ее первое исполнение состоялось в Вене 26 марта 1926 года, а всего через пять лет после этого события летом 1931 года в Курск приехала на гастроли труппа Воронежской музыкальной комедии и открыла свои представления праздничной, нарядной опереттой "Марица".
К Бетонному театру в саду Профсоюзов (ныне Первомайский парк) по вечерам потянулись толпы празднично одетых горожан. От только что ушедшей в историю нэповской поры на женщинах были яркие платья, белые, желтые, синие кофточки, юбки разнообразных цветов, а мужчины степенно шествовали в хороших синих, кирпичных, песочных костюмах.
Публика охотно стекалась к театру раньше назначенного часа начала спектакля, так как было очень приятно погулять по зеленому, наполненному благоуханием цветов городскому саду, в который беспрепятственно проходили, предъявляя на входе контролеру театральные билеты. Осины родители были завзятыми театралами и на открытие гастролей отправились, взяв с собой сына. Когда пришли в сад, сразу же пристроились к густой веренице людей, медленно ходивших против часовой стрелки вокруг огромной прямоугольной цветочной клумбы, устроенной напротив центрального входа в Летний театр. Масса оживленных людей двигалась, весело разговаривая и любуясь яркими цветочными орнаментами клумбы.
Хорошее настроение людей царило от предвкушения встречи с интересным спектаклем, а музыку Кальмана публика уже хорошо знала по его предыдущим опереттам: "Цыган-премьер", "Сильва", "Баядера". От обилия и видав саду пахучего царства роз, пионов, белых лилий, маргариток, настроение ещё больше поднималось.
Другая часть пришедшей в театр публики устремлялась под густые кроны деревьев, где рассаживалась на скамейки, отдыхая в предвечерней прохладе.
Громкий звучный звонок трижды созывал зрителей в театр, и стоило кому-либо замешкаться, как он уже не мог попасть в партер и должен был довольствоваться балконом, куда второпях проходил через боковую дверь.
Тем временем на сцене девушки пели и веселились в саду перед замком в имении Марицы, когда появился бывший студент, а ныне управляющий имением Тассило Терок. Ося с восхищением смотрел на натуральные декорации, на ярко одетых крестьянских детей, потом на молодящегося князя Морица Драгомира Ортизаки, неожиданно сообщившего, что вслед за ним едет графиня Марица, чтобы здесь, в своем имении, пышно отпраздновать помолвку с Коломаном Зупаном. Мальчик плохо еще разбирался в происходившем на сцене действии, но ярко освещенная сцена с массой красочно одетых людей, оркестр с красиво управляющим им дирижером, появившимися позже смешными стариками и старухами, с певучим хором и зажигательным балетом, а самое главное, замечательными мелодиями, которые вошли в сердце Оси на всю жизнь.
Во время наступившего антракта все зрители вышли на "воздух", вдоволь насмеявшиеся, довольные приездом долгожданной оперетты, ибо, казалось, что весь город любил веселую опереточную музыку. К этому времени в саду было много прогуливающейся публики и зрительская театральная масса, хлынувшая из зала, уплотнила ряды гуляющих, чтобы вновь "колесить" вокруг громадной цветочной клумбы или устремиться в темные зеленые аллейки просто подышать свежим воздухом после жаркой атмосферы театрального зала.
Когда перед вторым действием спектакля Ося ерзал в своем жестком деревянном кресле, вспоминал песенку Зупана "Поедем в Варадзин, где всех свиней я господин", мальчик молча давился от смеха в ожидании следующих музыкальных чудес...
Минуло пять лет. Летом 1936 года воронежская оперетта вновь приехала в Курск. Состав труппы значительно обновился, помолодел, а дирижер Хинкес был еще совсем молодым человеком, чуть перевалившим за двадцать лет, и успевший подрасти Иосиф в те гастрольные дни почти каждый день играл с ним и артистами, музыкантами оркестра в биллиардном павильоне сада, стоявшем рядом со зданием Летнего театра.
Иосиф вместе со своим другом Митей Извековым многие часы находился в городском саду, так как на летней эстраде артисты оперетты под звуки пианино проводили днем репетиции сцен к вечернему спектаклю. Здесь звучали дуэты и арии, танцевал кордебалет, комики выкидывали уморительные коленца. Ребята подолгу сидели в одиночестве на деревянной скамье в огороженной площадке летней эстрады, искренне наслаждаясь игрой артистов, не тратя ни копейки на это. Как правило, ребят с площадки артисты не выпроваживали, видя их неподдельный восторг и жгучий интерес к оперетте.
Друзья и на пляжах Боевой дачи видели купающихся артистов музкомедии и всегда старались держаться к ним поближе, хотя под ярким солнцем обнаженные актеры-мужчины выглядели не такими красивыми и празднично-эффектными, как на сцене, были незагорелые, скромные, некоторые в воду входили боязливо в то время, как наши молодые друзья во всю юную прыть демонстрировали свою ловкость и смелость, глубоко ныряя до дна или быстро плавая саженками и брассом, а актеры, чаще всего после окунания в воду, выходили на пляж и тихо грелись на солнышке. Женщин-актрис почему-то никогда с ними не было.
Но главную радость ребятам, конечно, давали сами вечерние спектакли воронежского театра с пышными балами, зажигательными танцами, забавными выходками стариков, блестящими, так называемыми, выходными ариями, но Иосифу почему-то очень понравился спектакль Рудольфа Фримля "Роз-Мари". Это была тогда "визитная карточка" воронежской оперетты, по утверждению знатоков, одна из лучших их постановок.
Сам сюжет был необычным для классической оперетты и даже детективным. По ходу действия происходило убийство, затем расследование преступления, так характерное для эпохи "золотой лихорадки" в Канаде, но все эти события подавались актерами весело, с массой искрометных острот, озорных реплик, вызывавших у публики безудержный смех, а ария Джима Кениона, охотника и золотоискателя, выводившего тенором знаменитую арию:
Цветок душистых прерий,
Твой смех нежней свирели,
Твои глаза, как небо голубое,
Родных степей отважного ковбоя,
Твой взор зовет и манит.
Таит пусть этот сон обман,
Как много чар в твоем прелестном взгляде!
Прекраснее ты всех в Канде!
Во всех трех действиях всегда вызывал бурю зрительского восторга.
Эту песенку пели поочередно артисты Баянов, Идзинский и Рябов. В третьем акте, когда производилась сложная замена декораций (механизация сцены в Летнем театре отсутствовала), чтобы занять время, артист, исполнявший в тот день роль Джима, выходил перед занавесом и пел эту знаменитую арию на шести языках: русском, украинском, еврейском, немецком, французском и английском.
Любимцами в той постановке "Розмари" у курян была каскадная пара, состоящая из артистов Алмазовой и Лазарева (кстати, директора театра), всегда вызывавших в зале радостную атмосферу и восторженное почитание. Артисты вели остроумный диалог, тут же пели, танцевали и все делали с блеском. Но безудержный смех вызывали комики Валентинов и Попов, попеременно играя незадачливого сержанта Малона.
****
Во время Великой Отечественной войны здание Летнего театра серьезно не пострадало и после небольшого ремонта вновь работало с большой нагрузкой. В городе не хватало театральных залов, а в Летнем театре знаменитую актрису кино и театра Любовь Орлову сменял известный дуэт певцов В. Бунчикова и А. Нечаева. Зрители от души смеялись на концертах И. Набатова, М. Мироновой и А. Менакера.
В разные годы в Летнем театре проходили концерты симфонических оркестров Воронежской и Северо-Осетинской филармоний. Но на всю жизнь кое-кому запомнился сольный концерт молодого виолончелиста М. Растроповича.
В зале набралось только восемь слушателей, которые расселись в разных местах, согласно приобретенным билетам. Администратор, увидев такое печальное для гастролера положение, попросил всех сесть на первый ряд. Мы послушно выполнили его просьбу и оказались перед выступающим музыкантом. Растропович играл на своем инструменте, почему-то громко при этом рычал, издавал рокочущие звуки, всхлипывал, сопел..."
Чтение новостей, работа, городская суета приводит к тому, что вечером ты становишься как выжатый лимон. Главная задача на ночь - отдохнуть.
Полностью восстановится помогут ортопедические матрасы и подушки "Орто-Доктор"
Похожие статьи
Курское "Динамо" представлено на Кубке мираВероника Скворцова объявила о повышении возраста продажи алкоголяЮные футболисты курского «Авангарда» выиграли зону «Черноземье»В Курской области 55-летний мужчина зашел в чужой дом, напугал детей и украл едуВ Курске отпраздновали День рождения ПушкинаЕще в рубрике
В Курске произошло серьёзное ДТП возле авторынка
14:47
В Курской области 55-летний мужчина зашел в чужой дом, напугал детей и украл еду
14:08
Курская прокуратура предотвратила застройку важного для экологии земельного участка
13:00
87-летняя жительница Касторенского района связала для бойцов 15 пар носков
12:33
Юный курянин снялся в документальном проекте «Юности Граница»
12:10
Мэр Курска ужаснулся состоянием площадок для сбора мусора
11:51
Курская область получит дополнительные 620 миллионов рублей для закупки льготных лекарств
ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ