Ярослав Запашный — о пути дрессировщика и воспитании тигрят
Кто из нас при виде большой полосатой кошки, грациозно шагающей по цирковому манежу, не задумывался о работе дрессировщика? И несмотря на любовь россиян к цирку, мало кто знает, как проходит процесс дрессуры, насколько финансово и энергозатратна эта профессия. Редакция KurskTV провела несколько дней в Курском цирке, чтобы найти ответы на все волнующие вопросы.
Героем интервью стал артист «Росгосцирка» Ярослав Запашный. Дрессировщик занимается воспитаем тигрят с 17 лет, он приоткрыл цирковые кулисы и рассказал о тонкостях своей деятельности.
Про дрессуру
—Трудно ли стать дрессировщиком?
—Сейчас это сделать все сложнее и сложнее. Слава богу с 2022 года ты не станешь просто так дрессировщиком, нужно будет получать лицензию на работу с хищными животными. Сейчас развелось много псевдо-дрессировщиков в небольших шапито, которые покупают по одному или два хищника. Люди забывают, что это такая профессия, когда обязательно нужно наблюдать, стажироваться, учиться.
—А где можно получить необходимые знания?
—Пройти обучение можно у дрессировщиков, которые сейчас работают или уже отработали. Но для профессии нужны вложения. Это удовольствие недешевое, обычный рыжий тигр стоит 250 тысяч рублей, белый – примерно один миллион. Львы дешевле, но стоит помнить, что это прайдовые животные, с их характером совладать сложнее. Содержание хищника тоже дорогое: в день хищнику требуется от шести до восьми килограммов мяса. Некоторые дрессировщики берут себе и львиц, и львов, которые друг друга просто-напросто загрызают. К тому же, нужно место, где будут проходить репетиции. В компанию частников даже нельзя прийти просто так и сказать: «Я хочу быть дрессировщиком, готов купить хищников». Ему скажут: «Спасибо, у нас своих животных достаточно». Для работы дрессировщика, в первую очередь, необходимы финансы, во вторую, знания, в третью, ликвидность. Есть дрессировщики-самоучки, которые забирали призы в Монте-Карло(Международный цирковой фестиваль, проходящий с 1974 года, прим. автора), но это единичные случаи. В основном хищных животных покупают для наживы. Это делается не из-за тяги к работе, не из-за любви к животным, а только для наживы.
—А чтобы стать дрессировщиком, достаточно ли только любить животное?
—Нужно терпение. Раньше отец мне давал возможность воспитывать молодых тигров и пробовать делать что-то новое. Много животных у меня не пошли в работу, просто по моему незнанию. Вроде в вольере все делают, а на манеже – боятся. Если животное не перебороло свой страх, не нужно его заставлять. Это тоже дрессировщик подмечать должен.
—Расскажите о судьбе животных, которые не пошли в работу. Вы следите за ними после того, как расстались?
—Мы отдаем тигров в заповедник «Тайган». Кончено, мы следим за судьбой своих бывших воспитанников, как не следить? И животные всё помнят.
—Правда, что цирковое животное не может жить без манежа, оно, как и артист, нуждается в сцене?
—Всё зависит от животного, тут тоже все идет с детства. Например, мои взрослые тигры не выступали примерно год, это было во время начала пандемии. Потом мы вернулись к привычной жизни, животные не пугались ни света софитов, ни эмоций зрителей, просто тигры это всё прекрасно помнят.
—Можно ли сказать, что животное выбирает дрессировщика, а не дрессировщик животное?
—Дрессировщик – это воспитатель. Можно заставить любое животное что-то делать, но дрессировщик должен увидеть способности животных. Раньше же были не дрессировщики, а укротители. Их задача – испугать животное, подчинить себе. А дрессировщик должен понимать хищника с детства, видеть его потенциал.
У меня есть тигр Гром, в номере мы с ним ходим по шару, который вертится в воздухе. Гром от этого кайфует. Когда он был тигренком, я увидел, что он обожает круглые предметы, взял это на вооружение, а потом появился трюк. А есть тигрица Терра. Когда она была маленькой, она начала прыгать на задних лапах. Я это вовремя заметил, подкормил, теперь мы исполняем этот номер на манеже.
—Как найти подход к хищнику?
—Четкого ответа на этот вопрос нет, это все дело времени и опыта. В 17 лет отец мне доверил двух тигрят и сказал: «Научи их сидеть на тумбе». Ну я и подумал, что научил, хотя на деле это было совсем не так. Позже, когда мне было уже 20 лет, я чему-то в течение года учил тигрят, думал, что я уже профессионал, всё умею. Но когда они выросли, в работу не пошли, потому что я сам еще ничего не знал. Многие дрессировщики набирают себе животных, маленькие хищники выполняют трюки, а потом люди даже с гулкой справиться не могут. Важно рассмотреть потенциал животного, а потом его раскрывать.
—Как вы считаете, может ли тигр жить дома?
—Хищник всегда остается хищником. Агрессия может проявляться от испуга, а испугаться даже дома – элементарно. Всё равно, считаю, что в квартирах тигр не может жить. Дома, в большом вольере, за городом, если соседям ничего не может угрожать, в хороших условиях – пожалуйста.
— Есть ли животные, совершенно неприспособленные к работе в цирке?
—Со всеми животными можно найти свой язык. У каждого просто свой характер. Они же как люди – кто-то истеричный, кто-то агрессивный. Со вторым тоже можно работать, для них репетиция – это игра, кураж.
—Сколько раз вы дрессируете тигров? Как проходят рабочие дни?
—Сейчас мы все силы тратим на воспитание тигрят. Если они живут с мамой, как у нас, мы начинаем заходить к ним в вольер, на час, два, потом – больше. Затем начинаем гладить, подкармливать. С этих мелочей начинается процесс дрессуры. Кто-то из дрессировщиков вообще в вольере ночует, чтобы тигрята не боялись. А больших тигров мы дрессируем один раз в день, примерно час на это тратим. Но они свою работу знают, мы выпускаем их на манеж, чтобы покормить, пообщаться поближе.
—Расскажите о карьерном росте дрессировщика.
—Стать директором цирка. Дрессировщик – это уже финал. Вообще в цирке все жанры сложные, выходить на манеж и выступать – уже много значит для твоей карьеры.
—Были ситуации, когда вам было страшно находиться рядом с тиграми?
—Часто бывает страшно, главное – это не показывать. Напряженный момент, когда в манеже начинается драка. Один раз взрослый и очень большой тигр Маркиз резко прыгнул на меня. Я пытался отбиться, но наша пластиковая палочка для этих целей не предназначена. Тигр просто руку задел, теперь об этом неудачном опыте шрам напоминает.
—Расскажите о плюсах и минусах профессии.
—Больше всего в профессии меня раздражает сбор вещей. Но во время пандемии, когда пришлось 10 месяцев сидеть не одном месте, мне было тяжело, хотелось уже окунуться в работу и разъезды.
Про стереотипы
—Существует достаточно модное мнение, что животным в цирке плохо. Это так?
—А сколько животных на воле живут? Не совсем много. Поэтому мнение о том, что цирк должен быть без животных — миф, на мой взгляд. Организаций и людей, которые выступают против цирка с животными, на самом деле не так много. В наше время в России делали проекты без животных, но их не понимает наш народ. Не так много мест, где можно показать животных и их возможности. Я вообще хорошо отношусь к зоозащитным организациям, но, в первую очередь, животных надо в природе защищать.
—Современного зрителя очень сложно удивить?
—Цирк — это культура, искусство. Сейчас вообще сложно заинтересовать, особенно детей. Сейчас есть ТикТок, кинотеатры, другие развлечения.
—Тигры должны бояться дрессировщика
—Не должны, они должны его воспринимать как члена своей семьи, как уважаемого родителя.
—А дрессировщик тоже относится к тигра, как к члену семьи?
—Конечно, как по-другому?
— Цирк — это всегда место для семейного отдыха
—Необязательно. Я знаю многих людей, которые ходят в своей компании на каждую программу только потому, что любят цирк.
—Дрессура — это не про творчество?
—Про образ жизни.
—Профессия дрессировщика — одна из самых опасных в мире?
—Опасная, но не нужно бояться работы с животными. Если хищник тебя любит, то никогда не предаст, в отличии от человека. Люди — это самые опасные животные.
Про зарплату
—Сколько может заработать дрессировщик?
—Всегда по-разному, зависит и от цирка, и от артиста.
—Может быть, есть какой-то установленный минимум?
—Сейчас в пандемию мы все получаем одинаково — в районе 20 тысяч. Мы не выступаем, репетируем, у всех одна сумма вне зависимости, дрессировщик ты или артист балета.
—А влияет ли на зарплату количество проданных билетов?
—Есть частные цирковые представления, они сами договариваются с руководителями цирков в городах, платят за проживание и возможность выступать в том или ином цирке. Вот у них, естественно, зарплата напрямую зависит от количества проданных билетов. В государственных компаниях ставка может быть 3 тысячи за спектакль, а может быть — 20 тысяч рублей. Вот тут уже все зависит от мастерства артиста.
Читайте также:
В Курском цирке прошла закрытая репетиция
Исполнять обязанности директора Курского государственного цирка будет Наталья Леонова
Прокурор просит изъять животных из мини-зоопарка «Волков ключ»
Похожие статьи
Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооруженийКурский Роспотребнадзор отчитался о проверках спиртосодержащей продукцииВ Курской области произошло ДТП с двумя «Хондами»Tele2 предлагает смартфон за полцены и «умные» часы с годовой связьюКуряне протестуют против обезличивания городаЕще в рубрике
В центре Курска появился еще один пункт приема документов на жилищный сертификат
17:17
В Курске суд обязал женщину вернуть украденные у волонтеров деньги
17:08
Фото дня
16:49
В Курске 75-летняя пенсионерка выпала из троллейбуса на проезжую часть
16:33
Курский характер: Маргарита Новакова
16:29
В одной из курских школ прошел урок «Солдатские матери»
16:00
В Курске женщину сбил троллейбус
ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ