«Всё поразвалили, все двери повыламывали»: Жительница Суджи Людмила рассказала о жизни на оккупированной территории
13 марта 2025 года Минобороны сообщило об освобождении Суджи. Больше семи месяцев наши бойцы бесстрашно боролись с врагом, чтобы вернуть не просто территорию, а людей, которые всё это время оставались в оккупированных населённых пунктах. Многие военные так и не вернутся домой. Они отдали жизни, чтобы куряне смогли вновь увидеть и обнять своих родных.
Наталья, которая сейчас живет с семьёй в областном центре, с того самого злосчастного августовского дня не переставала ждать маму. Она, как и другие, писала всем, не оставляла надежды на то, что снова сможет встретиться с родным человеком.
13 марта около полдвенадцатого ей поступил звонок. Обычно Наталья не берёт трубки от незнакомых номеров, но тут произошло иначе. В телефоне раздался голос той самой мамы, которую она ждала все эти месяцы. Слезы, истерика, все тело заколотило... А как иначе?
«Я говорю, мам, ты где? Плакать начала. Я была в таком шоке, в припадке была. Мам, я тебя жду. Она говорит, накрывай стол, набирай ванну, я буду плавать», - рассказывает женщина
Сейчас они вместе. Людмила, мать Натальи, воссоединилась с семьёй, увидела дочь, внуков, но время, проведённое на территории оккупированной Суджи навсегда останется в её памяти.
В первые дни было страшнее всего. Тогда Людмила с другими жителями спустилась в подвал. День и ночь они слышали взрывы.
«В подвале, конечно, страшное дело. Крыша подымается, грохот стоит. Они день и ночь били с пушек и минометов. День и ночь. Ужас был. Воды нет. Ели помидоры, которые рано утром собирали на огороде. Была жара. Хлеба не было», - говорит жительница.
В конце августа взрывы утихли, поэтому люди поднялись из подвалов. Тогда они увидели, что творится в их городе. ВСУшники ходили по квартирам, вскрывали гаражи, магазины, прихватывали абсолютно всё, что могло представлять хоть какую-то ценность. Нацисты забирали чужие машины, велосипеды, колеса, технику и не только. Имущество мирных они вывозили ежедневно.
Гражданские находились под пристальным контролем – для передвижения по территории им выдавали специальные пропуски. Паспорт и лицо каждого фотографировали, а после проверяли эти данные, если человек попался на глаза.
«Они в первый день, когда вскрывали квартиры, они фотографировали паспорт и лицо. Если мы ехали воды набрать, они останавливали и по телефону проверяли. Должен быть пропуск. Нет пропуска, значит, нарушение режима», - вспоминает женщина.
Со временем Людмила перебралась обратно в свою квартиру, так как ходить по домам ВСУшники перестали. Жила она на третьем этаже и совсем не боялась быть там. В то же время её соседи всё равно спускались в подвал.
В жилище у неё было всё необходимое – газовая плита с баллоном и буржуйка, которая помогала ей греться в холода. Суджанка подкармливала кур, копала временами картошку, ездила за водой и дровами.
«Поднялся, спишь, отдыхаешь в своей квартире, закрылся и отдыхаешь. Они-то больше потом перестали ходить. Всё поразвалили, все двери повыламывали, там брать нечего. И перестали ходить. Я закроюсь, двери защелкну, все. Нет, не боялась, я всегда молитвы читала. На ночь и утром. Всегда. Куда бы не ехала. Это меня, наверное, и спасло», - поделилась женщина.
Людмила жила не одна, вместе с ней был верный кот Бусенька. Он всегда встречал её после работы, а после оккупации оставался с ней на протяжении семи месяцев. Питомца она привезла в Курск.
Однажды в квартире у женщины выбило балконную раму. На помощь ей пришёл местный житель Андрей Мироненко. Своими силами они смогли затянуть пространство:
«Я ему благодарна. Я ему сказала, Андрюш, если б не ты, меня бы уже не было. Раму балконную 6 метров вынесли наполовину. Затянули с ним, прикрутили. Во всем помогал, умница. Где б не случилось. И лекарства возили, и шуруповерты там одной женщине заряжал».
Местная жительница также повстречала героев, которые участвовали в операции «Труба». Людмила обнимала, целовала бойцов и успела немного пообщаться.
13 марта женщина покинула родной город Суджу. Тогда она даже сомневалась, стоит ли ей вообще уезжать, но всё же решилась. Встреча с семьёй не обошлась без слез:
«Я же их не видела восемь месяцев, внучку, племянницы девочку. Она выросла, Катюня. Та целует, я рада. Она даже говорит, ба, Слава Богу, что ты приехала. И Соня рада, Наталья, плачет и плачет. Ну и хотелось просто отдохнуть».
Людмила очень сильная женщина. Без единой слезинки она рассказала о том, что пережила, поделилась с нами своей историей. Те долгие месяцы, которые суджанка провела в оккупации и вдали от родных, ей никто не вернёт, но сейчас она продолжает жить дальше.
Татьяна Чаплыгина
Похожие статьи
В Курской области столкнулись два грузовика, пострадал водительВ Курской области семилетний ребёнок поджог дом
В 2022 году Коренская ярмарка пройдет с 23 по 26 июня
В Глушково ночью горел жилой дом
В Курской области в результате атаки беспилотника ВСУ погиб студент КГУ
Еще в рубрике
Льговские кооператоры продолжали печь хлеб даже под обстрелами
12:47
Заявление Хинштейна о том, что гражданская инфраструктура Украины является военной целью для России - фейк
10:28
Сергей Чернов покидает пост врио министра архитектуры и градостроительства Курской области
12:32
Четыре курских проекта были удостоены грантовой поддержки на общую сумму 5,3 млн рублей
11:19
Курская область принимает новый закон для поддержки обманутых дольщиков и переселенцев
15:47
Больше 40 тысяч предпринимателей Черноземья подключили СберБизнес Спасибо в 2024 году
13:55
В Курской области 30 марта ожидается до +16 градусов
ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ