Столкнувшиеся трактор и «КАМАЗ» в Курской области снесли дом (ВИДЕО)В Курской области обнаружены американские вредителиВ Курске пропала сорокалетняя женщинаНа курской реке утонул мужчинаВодоемы в Курчатове проверяют специалистыИнициативу директора курской школы поддержали в ГосДуме и в правительстве РФНужно ли самозанятым курянам применять контрольно-кассовые аппаратыКак региональные чиновники работают с гражданами в районахКурянин признался в краже, испугавшись «детектора лжи»Система «Платон»: когда и на сколько подорожает проезд по федеральным трассамВ Курской области столкнулись два «жигулёнка»В Курской администрации появится новый заммэраНеоднократно продававшая детям спиртное курянка ответит по уголовной статьеВ Курске была сбита пенсионеркаВ Курчатове ремонт фасада детского сада растянули на шесть летКурские таможенники запретили ввоз в страну труб с территории УкраиныКурский байкер на незарегистрированном мотоцикле врезался в автоВ Курчатове можно бесплатно услышать оркестрКурские приставы поймали злостного неплательщика штрафовВ Фатежском районе народ протестует строительство свинокомплекса

Как противостоять насилию в школе. Советы детского психолога

Самореализация вместо агрессии

За последние месяцы страну не раз всколыхнули резонансные жестокие случаи травли в школе - буллинга. О том, почему они участились, и как это изменить, мы поговорили с детским педагогом- психологом Ириной Кудло.

Эмпатии нужно учиться

- Почему дети, подростки и общество в целом становятся более жестокими?

- После каждого очередного вопиющего случая, который становится достоянием общественности (а сколько случаев остается «за кадром»!) специалисты начинают перечислять экономические, социальные, психологические причины, факторы произошедшего. Психологи говорят о потере человеческого в человеке, об утрате понимания важности вечных ценностей. Как результат люди не замечают, не слышат друг друга, не обращают внимания на потребности друг друга в любви, признании, заботе. Ритм жизни ускоряется и усложняется и у детей, и у взрослых. Некогда остановиться, поговорить по душам. Уходят в прошлое традиционные игровые дворовые компании, посиделки за чаем, культура совместного чтения и обсуждения классических книг в семье. Нарастает всепоглощающая увлеченность гаджетами, жизнь заполняют суррогаты общения в соцсетях. Но сотни тысячи лайков не наполняют ту самую главную потребность в любви и признании. Семьи, с которыми я общаюсь и работаю, в большинстве своем благополучные в этом отношении, однако в целом наше современное общество - общество потребления. Родители стремятся из лучших побуждений обеспечить детей всем самым достойным, а дети, принимая это как должное, начинают относиться к родителям лишь как к источнику материальных благ, а порой как к обслуге. Родители ждут, когда же дети оценят, осознают, повзрослеют, поблагодарят и в свою очередь начнут заботиться о родителях, а не только брать, брать. При таком потребительском отношении к самым близким, когда зачастую совершенно не сформированы эмоциональные, духовные связи с самыми важными людьми, откуда же взяться внимательному человеческому отношению к чужим окружающим тебя людям, в которых ты вообще не заинтересован?

- По сути, всем нам хорошо известная с детства сказка о гадком утенке есть ни что иное, как история об агрессивном нарушении личных границ… Что о них должны рассказать родители детям?

- К сожалению, многие современные дети растут на мультфильмах многоканального телевидения, они знают Свинку Пеппу, трех котов и т.д., а вот про сказку о гадком утенке и не слышали… Я очень люблю рассказывать родителям о разнице современных и советских мультфильмов, о пользе советских мультиков. Например, мультфильм «Пятачок». Барсучок находит монетку в 5 копеек, и весь мультик решает: на себя потратить или найти того, кто ее потерял, и вернуть. Смотрит по сторонам: там мороженное продают и едят другие зверята, и крепко сжимает монетку в лапке, и вздыхает. А потом встречает кошечку, которая горько плачет, оттого, что монетку потеряла, а ее мама ждет. Барсучок возвращает монетку и очень радуется, что вернул. Мультфильм идет меньше 10 минут, а какая моральная дилемма! Ребенок присоединятся к переживаниям героя, попадает в ситуацию морального выбора «для себя или для другого?» и получает модель правильного поведения, основанную на тех самых пресловутых общечеловеческих ценностях.

Кому-то чуткость, чувствительность к переживаниям другого человека, чувство социальной справедливости, эмпатия - даны от природы, заложены в психотипе. У большинства же людей эти качества надо развивать, формировать, иначе будет процветать эгоцентризм и эгоизм. Поэтому надо читать детям сказку о гадком утенке и другие поучительные старые как мир сказки, смотреть вместе правильные мультфильмы и фильмы и обсуждать, обсуждать, обсуждать… Показывать разнообразные модели поведения других людей, побуждать задумываться о том, что у каждого есть право на свои чувства, мысли, желания, учить учитывать их в достижении своих желаний и уступать, и настаивать, и договариваться. Для этого родителям нужно время и терпение из года в год, потому что ребенок растет и развивается, меняется в соответствии с его психологическим возрастом его мировосприятие себя, людей, общения.

Любовь – прививка от агрессии

- Буллинг – это «палка о двух концах»? Страдает ли психика детей - зачинщиков травли?

- Безусловно, точнее, изначально с психикой детей и подростков, устраивающих травлю, не все благополучно. Надо понимать, что ребенок, у которого полноценно развивается не только познавательная, но и (главное!) - эмоционально-волевая сфера – не будет источником травли другого ребенка. Дети, унижающие других, устраивающие групповые разборки, репрессии, таким поведением коряво (поскольку иначе не могут), но все же насыщают свои нереализованные потребности. А это все те же потребности в признании и достижениях через ощущении своей «власти», «силы». Вопрос: почему из всех возможных вариантов самореализации они выбирают деструктивный? Это вопрос к взрослым, которые растят и воспитывают этого ребенка.

- Некоторые родители неосознанно или даже осознанно поощряют агрессию в собственном ребенке, например, спокойно смотрят, когда малыш мучает животных. К какому жизненному сценарию такие родители готовят его?

- Такие родители часто и сами ведут себя агрессивно, объясняя это тем, что мир стал таким жестким. А отчего же мир таким стал? Агрессия порождает агрессию, замкнутый круг… Плюс агрессивный характер многих компьютерных игр, в которые играют даже малыши, информация агрессивного характера в СМИ. В противовес сегодня в обществе создаются общественные организации, волонтерские движения, благотворительные проекты – это про человеческое в человеке. И каждая семья решает, в каком социальном пространстве ей жить. Важно понять, что жизненно необходимо учить ребенка знать, ценить, отстаивать свои границы и внимательно относиться к границам другого человека. Но самое важное, что делает человека устойчивым по отношению к агрессии окружающего мира – это ощущение того, что ты очень нужен, тебя очень любят, в тебе очень заинтересованы близкие конкретные люди - родители, бабушки и дедушки, крестные, братья и сестры. Внутреннее знание об этой любви создает базовую устойчивость психики, базовое доверие к миру, способствует формированию адекватной самооценки и выбору верных моделей поведения.

- Какие изменения поведения ребенка могут говорить о том, что он стал жертвой буллинга. Что делать в этом случае родителям?

- Ребенок становится другим. Он может жаловаться на отсутствие друзей, рассказывать, что его обижают. Взрослый обязан быть внимательным к таким репликам и разговорам. Обязательно выяснять, что конкретно происходит в школе, и помогать ребенку справиться с ситуацией или вообще изменить ее. Иногда ребенка лучше перевести в другой класс или школу, но оставшиеся дети тоже нуждаются в том, чтобы с ними поработали психологи и педагоги, иначе они найдут другую жертву травли. Бывают случаи, когда нужно вообще расформировать класс. Другой вариант поведения: ребенок молчит, но стал замкнут, тревожен, плаксив, может истерить, отказывается ходить в школу, нарушается сон. Любое изменение в поведении ребенка – сигнал взрослому.

- А напротив, если родитель узнает, что его ребенок участвует в чьей-то травле?

- Надо очень серьезно, искренне, честно разговаривать с ним об этом. Обязательно выразить свое негативное отношение к буллингу, а главное – свои чувства - как родителю стыдно, больно, обидно, досадно, что его ребенок выбрал такой способ. Не надо сводить разговор к морализаторству и упрекам. «Как тебе не стыдно!» - не аргумент, не поможет. Будет ответная реакция «псевдоглухоты» или агрессии по отношению к родителю. И обязательно надо выяснить, какую собственную потребность ребенок насыщает, издеваясь над другими детьми, чтобы в дальнейшем научить его другим способам ее реализации. И, конечно, задать вопрос себе: что я как родитель упустил, сделал неверно и что я могу теперь сделать? Можно, а порой нужно, обратиться за помощью к психологу. Есть еще и третья категория детей, своеобразные «свидетели», – это дети, которые не участвуют в травле напрямую, но наблюдают за ней, не выражая свою позицию по разным причинам. Такие дети тоже нуждаются в помощи взрослых, потому что развитие их психики также подвергается большому риску.

История в тему. Сделать из лимона лимонад

Лив Конлон из Глазго (Шотландия) (на фото) была одной из лучших учениц в школе, но перейти в последний класс ей было не суждено. Из-за травли одноклассников она была вынуждена покинуть учебное заведение и занялась бизнесом в Сети в сфере создания интерьеров. За год юная леди стала миллионершей и, пока

ее одноклассники грызли гранит науки, уже смогла купить себе квартиру. Лив – яркий пример тому, что лучшая месть обидчикам – это успех.

Педагог ответственен за климат в классе

- Учительница в классе, где училась Ванесса Паради, обратилась к детям с вопросом, кто хочет убить Паради, став тем самым зачинщицей буллинга. Но и даже простое попустительство со стороны педагога усугубляет ситуацию?

-Конечно! Учителя должны нести прямую ответственность за всех детей в классе и за все происходящие в нем процессы! К сожалению, в большинстве современных школ воспитательная работа или отсутствует вовсе, или очень формальна. В январе услышала: в некоторых курских школах детям запретили играть после уроков на школьном дворе и рядом с территорией учебного заведения даже под присмотром родителей. Аргумент - как бы чего не произошло. Родители детей в шоке. Многие педагоги говорят им о том, что они только учебную информацию должны детям сообщать, а воспитывать – функция семьи. Что тут скажешь? К счастью, есть и такие учителя, которые и на каток с классом ходят, и в гости в семьи учеников, и массу воспитательных мероприятий проводят, формируют базовые ценности. Повезло таким детям и их родителям. В прошлом году у меня был случай, когда классный руководитель, завуч и школьный психолог по громкой связи общались со мной по поводу мальчика с аутичным развитием. Он начал обращать внимание на других детей, и школьные педагоги хотели помочь ему, не спугнув и не навредив, а других детей научить общаться с ним. Вот это профессиональное отношение к детям! А со стороны родителей в семьях должно культивироваться уважение к учителям, как это раньше было принято и как должно быть.

- Недавно в России имел место резонансный случай, когда серьезные физические повреждения были нанесены и учительнице, пытавшейся противостоять группе разъяренных подростков, избивавшей одноклассника. Есть ли психологические приемы, которые в подобных ситуациях помогают остановить массовую агрессию, не подливая невольно "масла в огонь"?

- Массовую агрессию остановить крайне сложно, а порой невозможно. Реакция эмоционального заражения и толпа неконтролируемы. Здесь одна учительница – что называется, в поле не воин. В каждом конкретном случае необходимо быстро взвесить ситуацию, может ли реально учитель совладать с сильно агрессирующими подростками (сколько их, в каком состоянии находятся, какие действия совершают, насколько данный учитель для них авторитетен и значим), или лучше позвать на помощь охрану, родителей, полицию.

- Можно ли говорить о профилактике буллинга?

- Именно о профилактике буллинга в первую очередь и необходимо говорить всем нам – взрослым, влияющим на формирование мировоззрения, ценностей, личности современных детей и подростков. Ко мне, как практическому психологу, в последние годы обращается очень много детей и младшего, и старшего школьного возраста с жалобами, что совсем нет друзей, в классе ужасная обстановка, насмешки, издевательства друг над другом, в школу ходить не хочется, а учителя предпочитают этого не замечать. Отчасти из-за этого возник мой психологический клуб «Отражение», где можно обсудить наболевшее. Первое время я искренне удивлялась, что дети готовы часами беседовать обо всем на свете, и гаджеты на какое-то время становятся не нужны, и появляется удовольствие от простого человеческого общения. И каждый раз я очень прошу своих учеников замечать в обычной жизни детей, людей, которым плохо, рассказываю, как поддерживать, с какими словами обращаться. Мы разговариваем о том, как относиться, проявлять свою позицию, а порой и противостоять бесчеловечному поведению сверстников, в каких случаях немедленно обращаться за помощью к взрослым. Знаю, что в Курске есть прекрасные по своим целям и содержанию клубы православной молодежи. Они создают добрую среду общения для очень разных людей, много занимаются волонтерством, благотворительностью. Быть внимательнее друг к другу, человечнее – не сложно, но этому надо системно и постоянно учить каждое новое поколение.

Беседовала Вероника Тутенко, фото pretty52.com и yabdex.by

#психология #школа #общество #дети

Чтение новостей, работа, городская суета приводит к тому, что вечером ты становишься как выжатый лимон. Главная задача на ночь - отдохнуть.
Полностью восстановится помогут ортопедические матрасы и подушки "Орто-Доктор"

Добавь Kursktv.ru в список своих источников


Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти

Похожие статьи

Фестиваль «Служу России!» пройдёт завтра в Курске
Ждать ли Курску благоустройства городской среды?
Нас ждёт рекордное тепло и дождь
Принцесса и дракон с 23 августа
Курская область: из-за пьяного «байкера» на мопеде пострадала девочка

Еще в рубрике

25.06.2019 16:20
Столкнувшиеся трактор и «КАМАЗ» в Курской области снесли дом (ВИДЕО)

25.06.2019 16:00
В Курской области обнаружены американские вредители

25.06.2019 15:40
В Курске пропала сорокалетняя женщина

25.06.2019 15:20
На курской реке утонул мужчина

25.06.2019 15:08
Водоемы в Курчатове проверяют специалисты

25.06.2019 15:00
Инициативу директора курской школы поддержали в ГосДуме и в правительстве РФ

25.06.2019 14:40
Нужно ли самозанятым курянам применять контрольно-кассовые аппараты

25.06.2019 14:20
Как региональные чиновники работают с гражданами в районах

Состоятся ли дебаты Старовойт-Федулов на "Трудовых резервах"??


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Реклама


Новости СМИ2