Как противостоять насилию в школе. Советы детского психолога

Самореализация вместо агрессии

За последние месяцы страну не раз всколыхнули резонансные жестокие случаи травли в школе - буллинга. О том, почему они участились, и как это изменить, мы поговорили с детским педагогом- психологом Ириной Кудло.

Эмпатии нужно учиться

- Почему дети, подростки и общество в целом становятся более жестокими?

- После каждого очередного вопиющего случая, который становится достоянием общественности (а сколько случаев остается «за кадром»!) специалисты начинают перечислять экономические, социальные, психологические причины, факторы произошедшего. Психологи говорят о потере человеческого в человеке, об утрате понимания важности вечных ценностей. Как результат люди не замечают, не слышат друг друга, не обращают внимания на потребности друг друга в любви, признании, заботе. Ритм жизни ускоряется и усложняется и у детей, и у взрослых. Некогда остановиться, поговорить по душам. Уходят в прошлое традиционные игровые дворовые компании, посиделки за чаем, культура совместного чтения и обсуждения классических книг в семье. Нарастает всепоглощающая увлеченность гаджетами, жизнь заполняют суррогаты общения в соцсетях. Но сотни тысячи лайков не наполняют ту самую главную потребность в любви и признании. Семьи, с которыми я общаюсь и работаю, в большинстве своем благополучные в этом отношении, однако в целом наше современное общество - общество потребления. Родители стремятся из лучших побуждений обеспечить детей всем самым достойным, а дети, принимая это как должное, начинают относиться к родителям лишь как к источнику материальных благ, а порой как к обслуге. Родители ждут, когда же дети оценят, осознают, повзрослеют, поблагодарят и в свою очередь начнут заботиться о родителях, а не только брать, брать. При таком потребительском отношении к самым близким, когда зачастую совершенно не сформированы эмоциональные, духовные связи с самыми важными людьми, откуда же взяться внимательному человеческому отношению к чужим окружающим тебя людям, в которых ты вообще не заинтересован?

- По сути, всем нам хорошо известная с детства сказка о гадком утенке есть ни что иное, как история об агрессивном нарушении личных границ… Что о них должны рассказать родители детям?

- К сожалению, многие современные дети растут на мультфильмах многоканального телевидения, они знают Свинку Пеппу, трех котов и т.д., а вот про сказку о гадком утенке и не слышали… Я очень люблю рассказывать родителям о разнице современных и советских мультфильмов, о пользе советских мультиков. Например, мультфильм «Пятачок». Барсучок находит монетку в 5 копеек, и весь мультик решает: на себя потратить или найти того, кто ее потерял, и вернуть. Смотрит по сторонам: там мороженное продают и едят другие зверята, и крепко сжимает монетку в лапке, и вздыхает. А потом встречает кошечку, которая горько плачет, оттого, что монетку потеряла, а ее мама ждет. Барсучок возвращает монетку и очень радуется, что вернул. Мультфильм идет меньше 10 минут, а какая моральная дилемма! Ребенок присоединятся к переживаниям героя, попадает в ситуацию морального выбора «для себя или для другого?» и получает модель правильного поведения, основанную на тех самых пресловутых общечеловеческих ценностях.

Кому-то чуткость, чувствительность к переживаниям другого человека, чувство социальной справедливости, эмпатия - даны от природы, заложены в психотипе. У большинства же людей эти качества надо развивать, формировать, иначе будет процветать эгоцентризм и эгоизм. Поэтому надо читать детям сказку о гадком утенке и другие поучительные старые как мир сказки, смотреть вместе правильные мультфильмы и фильмы и обсуждать, обсуждать, обсуждать… Показывать разнообразные модели поведения других людей, побуждать задумываться о том, что у каждого есть право на свои чувства, мысли, желания, учить учитывать их в достижении своих желаний и уступать, и настаивать, и договариваться. Для этого родителям нужно время и терпение из года в год, потому что ребенок растет и развивается, меняется в соответствии с его психологическим возрастом его мировосприятие себя, людей, общения.

Любовь – прививка от агрессии

- Буллинг – это «палка о двух концах»? Страдает ли психика детей - зачинщиков травли?

- Безусловно, точнее, изначально с психикой детей и подростков, устраивающих травлю, не все благополучно. Надо понимать, что ребенок, у которого полноценно развивается не только познавательная, но и (главное!) - эмоционально-волевая сфера – не будет источником травли другого ребенка. Дети, унижающие других, устраивающие групповые разборки, репрессии, таким поведением коряво (поскольку иначе не могут), но все же насыщают свои нереализованные потребности. А это все те же потребности в признании и достижениях через ощущении своей «власти», «силы». Вопрос: почему из всех возможных вариантов самореализации они выбирают деструктивный? Это вопрос к взрослым, которые растят и воспитывают этого ребенка.

- Некоторые родители неосознанно или даже осознанно поощряют агрессию в собственном ребенке, например, спокойно смотрят, когда малыш мучает животных. К какому жизненному сценарию такие родители готовят его?

- Такие родители часто и сами ведут себя агрессивно, объясняя это тем, что мир стал таким жестким. А отчего же мир таким стал? Агрессия порождает агрессию, замкнутый круг… Плюс агрессивный характер многих компьютерных игр, в которые играют даже малыши, информация агрессивного характера в СМИ. В противовес сегодня в обществе создаются общественные организации, волонтерские движения, благотворительные проекты – это про человеческое в человеке. И каждая семья решает, в каком социальном пространстве ей жить. Важно понять, что жизненно необходимо учить ребенка знать, ценить, отстаивать свои границы и внимательно относиться к границам другого человека. Но самое важное, что делает человека устойчивым по отношению к агрессии окружающего мира – это ощущение того, что ты очень нужен, тебя очень любят, в тебе очень заинтересованы близкие конкретные люди - родители, бабушки и дедушки, крестные, братья и сестры. Внутреннее знание об этой любви создает базовую устойчивость психики, базовое доверие к миру, способствует формированию адекватной самооценки и выбору верных моделей поведения.

- Какие изменения поведения ребенка могут говорить о том, что он стал жертвой буллинга. Что делать в этом случае родителям?

- Ребенок становится другим. Он может жаловаться на отсутствие друзей, рассказывать, что его обижают. Взрослый обязан быть внимательным к таким репликам и разговорам. Обязательно выяснять, что конкретно происходит в школе, и помогать ребенку справиться с ситуацией или вообще изменить ее. Иногда ребенка лучше перевести в другой класс или школу, но оставшиеся дети тоже нуждаются в том, чтобы с ними поработали психологи и педагоги, иначе они найдут другую жертву травли. Бывают случаи, когда нужно вообще расформировать класс. Другой вариант поведения: ребенок молчит, но стал замкнут, тревожен, плаксив, может истерить, отказывается ходить в школу, нарушается сон. Любое изменение в поведении ребенка – сигнал взрослому.

- А напротив, если родитель узнает, что его ребенок участвует в чьей-то травле?

- Надо очень серьезно, искренне, честно разговаривать с ним об этом. Обязательно выразить свое негативное отношение к буллингу, а главное – свои чувства - как родителю стыдно, больно, обидно, досадно, что его ребенок выбрал такой способ. Не надо сводить разговор к морализаторству и упрекам. «Как тебе не стыдно!» - не аргумент, не поможет. Будет ответная реакция «псевдоглухоты» или агрессии по отношению к родителю. И обязательно надо выяснить, какую собственную потребность ребенок насыщает, издеваясь над другими детьми, чтобы в дальнейшем научить его другим способам ее реализации. И, конечно, задать вопрос себе: что я как родитель упустил, сделал неверно и что я могу теперь сделать? Можно, а порой нужно, обратиться за помощью к психологу. Есть еще и третья категория детей, своеобразные «свидетели», – это дети, которые не участвуют в травле напрямую, но наблюдают за ней, не выражая свою позицию по разным причинам. Такие дети тоже нуждаются в помощи взрослых, потому что развитие их психики также подвергается большому риску.

История в тему. Сделать из лимона лимонад

Лив Конлон из Глазго (Шотландия) (на фото) была одной из лучших учениц в школе, но перейти в последний класс ей было не суждено. Из-за травли одноклассников она была вынуждена покинуть учебное заведение и занялась бизнесом в Сети в сфере создания интерьеров. За год юная леди стала миллионершей и, пока

ее одноклассники грызли гранит науки, уже смогла купить себе квартиру. Лив – яркий пример тому, что лучшая месть обидчикам – это успех.

Педагог ответственен за климат в классе

- Учительница в классе, где училась Ванесса Паради, обратилась к детям с вопросом, кто хочет убить Паради, став тем самым зачинщицей буллинга. Но и даже простое попустительство со стороны педагога усугубляет ситуацию?

-Конечно! Учителя должны нести прямую ответственность за всех детей в классе и за все происходящие в нем процессы! К сожалению, в большинстве современных школ воспитательная работа или отсутствует вовсе, или очень формальна. В январе услышала: в некоторых курских школах детям запретили играть после уроков на школьном дворе и рядом с территорией учебного заведения даже под присмотром родителей. Аргумент - как бы чего не произошло. Родители детей в шоке. Многие педагоги говорят им о том, что они только учебную информацию должны детям сообщать, а воспитывать – функция семьи. Что тут скажешь? К счастью, есть и такие учителя, которые и на каток с классом ходят, и в гости в семьи учеников, и массу воспитательных мероприятий проводят, формируют базовые ценности. Повезло таким детям и их родителям. В прошлом году у меня был случай, когда классный руководитель, завуч и школьный психолог по громкой связи общались со мной по поводу мальчика с аутичным развитием. Он начал обращать внимание на других детей, и школьные педагоги хотели помочь ему, не спугнув и не навредив, а других детей научить общаться с ним. Вот это профессиональное отношение к детям! А со стороны родителей в семьях должно культивироваться уважение к учителям, как это раньше было принято и как должно быть.

- Недавно в России имел место резонансный случай, когда серьезные физические повреждения были нанесены и учительнице, пытавшейся противостоять группе разъяренных подростков, избивавшей одноклассника. Есть ли психологические приемы, которые в подобных ситуациях помогают остановить массовую агрессию, не подливая невольно "масла в огонь"?

- Массовую агрессию остановить крайне сложно, а порой невозможно. Реакция эмоционального заражения и толпа неконтролируемы. Здесь одна учительница – что называется, в поле не воин. В каждом конкретном случае необходимо быстро взвесить ситуацию, может ли реально учитель совладать с сильно агрессирующими подростками (сколько их, в каком состоянии находятся, какие действия совершают, насколько данный учитель для них авторитетен и значим), или лучше позвать на помощь охрану, родителей, полицию.

- Можно ли говорить о профилактике буллинга?

- Именно о профилактике буллинга в первую очередь и необходимо говорить всем нам – взрослым, влияющим на формирование мировоззрения, ценностей, личности современных детей и подростков. Ко мне, как практическому психологу, в последние годы обращается очень много детей и младшего, и старшего школьного возраста с жалобами, что совсем нет друзей, в классе ужасная обстановка, насмешки, издевательства друг над другом, в школу ходить не хочется, а учителя предпочитают этого не замечать. Отчасти из-за этого возник мой психологический клуб «Отражение», где можно обсудить наболевшее. Первое время я искренне удивлялась, что дети готовы часами беседовать обо всем на свете, и гаджеты на какое-то время становятся не нужны, и появляется удовольствие от простого человеческого общения. И каждый раз я очень прошу своих учеников замечать в обычной жизни детей, людей, которым плохо, рассказываю, как поддерживать, с какими словами обращаться. Мы разговариваем о том, как относиться, проявлять свою позицию, а порой и противостоять бесчеловечному поведению сверстников, в каких случаях немедленно обращаться за помощью к взрослым. Знаю, что в Курске есть прекрасные по своим целям и содержанию клубы православной молодежи. Они создают добрую среду общения для очень разных людей, много занимаются волонтерством, благотворительностью. Быть внимательнее друг к другу, человечнее – не сложно, но этому надо системно и постоянно учить каждое новое поколение.

Беседовала Вероника Тутенко, фото pretty52.com и yabdex.by

#психология #школа #общество #дети

Чтение новостей, работа, городская суета приводит к тому, что вечером ты становишься как выжатый лимон. Главная задача на ночь - отдохнуть.
Полностью восстановится помогут ортопедические матрасы и подушки "Орто-Доктор"

Добавь Kursktv.ru в список своих источников


Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти

Похожие статьи

Фатежанин избил полицейского
Сборная Аргентины с трудом пробилась в «плей-офф» чемпионата мира по футболу
«Черная пятница» сведет курян с ума!
Плюсы тёмной полосы
Нынешней зимой курский «Авангард» проведёт сборы в Турции и на Кипре

Еще в рубрике

14:34
Курский градоначальник инспектирует школы

14:14
В Курской области будет жарко и сухо

12:33:30
В Моршанском районе следователи устанавливают обстоятельства гибели 25-летней девушки

13:33
Увеличенные губернаторские стипендии в этом году получат десять курян

12:58:18
Алексеевка отметила 334-й День рождения

12:44
Поисковики нашли останки 73 воинов на территории Курской области

12:34:10
Возбуждено уголовное дело по факту дачи взятки должностному лицу

Стоит ли продолжать строить дорогу на Дружбе??


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Реклама


Новости СМИ2