Фактическое невыполнение майских указов – мина замедленного действия, заложенная под основы государственного строя

Существующая система оплаты труда далека от совершенства. Именно об этом стал говорить президент РФ в своих последних выступлениях. Он потребовал исправить ситуацию и сделать ее более справедливой, так как несправедливость приводит к росту социальной напряженности и потере легитимности власти. Можно указать лишь на несколько фактов.

Низкий уровень реальных зарплат. Майские указы 2012 года должны были поднять уровень жизни всех учителей, однако улучшение пришло только для малой части особо «приближенных». Существующая система оплаты труда себя изжила. Любой специалист, который хоть немного общается с рядовыми педагогами и врачами знает о сотнях случаев злоупотреблений на местах и фактического неисполнения майских указов.

Отсутствие контроля за распределением денег на местах приводит к нищете работающего населения. В 2018 году агентство «РИА Рейтинг» провело исследование, согласно которому 40% курских педагогов получало меньше 15 тысяч рублей.

Чтобы понять, что это за цифра, надо вспомнить, что согласно данным ООН в крайней нищете находятся те жители РФ, которые живут менее, чем на 5,5 долларов в день - 12379,926, с учетом 13% подоходного налога получается 14229,82. Это уровень нищеты в России. 40% курских педагогов жили на грани нищеты.

Многочисленные локальные системы оплаты труда полны формулировками, описанными в методических рекомендациях по антикоррупционной экспертизе. Здесь и «усмотрения», и широта толкований и полномочий, и необязательность исполнения правил начисления зарплат, и необязательность системы начисления стимулирующих.

Утечка мозгов. В последние годы резко выросла средняя нагрузка на курских педагогов. Это говорит о том, что значительная часть педагогического сообщества вынуждена была распрощаться с призванием и идти зарабатывать деньги дворниками и продавцами или уезжать в Москву.

Чем опасна данная ситуация, помимо нищеты людей, роста коррупции и бегства лучших педагогов из области? Дело в том, люди, живущие в нищете, являются питательной средой развития всевозможных протестных и экстремистских движений.

Низкие зарплаты порождают рост протестных настроений. Люди слышат о высоких средних зарплатах. Трудящиеся знают, что деньги выделяются. Педагоги видят пустые холодильники. Население осознает, что семьи бюджетников, став многодетными, часто оказываются за чертой бедности.

Люди, осознав, что выделенные на зарплаты деньги не доходят до большинства бюджетников, делают вывод, что власть поддерживает коррупцию и нелегитимна по сути. Другими словами, отсутствие законодательной регуляции зарплат есть мина замедленного действия, заложенная под основы российского государства. Поэтому именно сейчас важно сделать все возможное для того, чтобы большинство педагогов получало среднюю зарплату.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Как мне кажется, при трансформации системы оплаты труда будет полезно учитывать ряд принципов:

· Не повышать сразу финансирование, а сначала навести порядок в распределении. Уже сегодня комитет финансов выделяет средства, равные средней зарплате на каждого педагога согласно дорожным картам. Понятно, что новых средств до нового бюджета не будет. Но навести порядок в распределении уже выделенных средств – долг и обязанность каждого честного человека.

· Гласность – лучшее средство борьбы с нарушениями прав педагогов. Необходима прозрачность исполнения майских указов. Согласно опросу Комитета образования более 2 тысяч курских педагогов (30% опрошенных) готовы к публикации своих зарплат. Люди должны не только видеть, что деньги выделены для повышения уровня жизни учителей, но и знать, какой процент учителей реально получает среднюю зарплату и выше. Это легко добиться – предложив учителям дать согласие на публикацию своих зарплат и публикуя расчетные ведомости на сайте школы.

· Повышение окладов и стоимости часа. Цена часа работы преподавателя с 2012 года практически не изменилась, хотя финансирование выросло в несколько раз. Низкие оклады и низкая стоимость часа порождают большинство остальных проблем.

· 70% гарантированных выплат. Уже много лет Министерство образования, депутаты Госдумы, профсоюзы требуют поднять долю гарантированных выплат в структура зарплаты до уровня 70% от ФОТ. На сегодняшний день оклад у многих педагогов составляет менее 30% от средней зарплаты по региону.

· Четкая единая регламентация системы оплаты труда. Локальные акты составляются недостаточно квалифицированными специалистами и не гарантируют получения средней зарплаты на одну, а зачастую даже на две ставки. Необходима обновленная региональная система оплаты труда или уточнение локальных положений.

· Одна ставка – средняя зарплата. Число педагогов сокращается, нагрузка растет, качество преподавания падает, лучшие педагоги уезжают из региона. Необходима гарантия, что преподаватель на одну ставку получит зарплату не ниже 80% от средней. (или, чтобы не увеличивать финансирование - с учетом фактической громадной перегрузки учителей – 80% от средней на 1,4 ставки)

· Единые правила для всех. Необходим перечень четких, объективных, измеряемых и неизменных критериев стимулирования и принципов начисления зарплат. Не должны в каждой школе существовать свои законы, принципы и критерии начисления зарплат. Например, в прокуратуре РФ в любом регионе, в любом районе действуют единые принципы начисления зарплаты, урегулированные законодательством.

· Повышение уровня зарплат большинства, а не меньшинства. Если меньше 80% учителей получает зарплату ниже средней, это тревожный звонок. Нищие люди будут негативно относиться ко власти и пойдут вслед за любым протестующим.

· Широкое обсуждение региональной системы оплаты труда. Существующее региональное примерное положение об оплате труда сложно, запутанно и дает широчайшие возможности для неисполнения майских указов на местах. Необходимо привлечь специалистов, которые помогут составить систему начисления зарплат, гарантирующую получение средней зарплаты большинством педагогов.

Аргументация. Все эти факты известны большинству специалистов, но их можно перечислить.

Автор: Александр Мамкин, преподаватель Суджанского сельскохозяйственного техникума и активист ОНФ

Читайте также: 

Педагоги готовы поднять на федеральном уровне вопрос низких окладов 

Курский преподаватель о том, какой должна быть система оплаты труда учителя

#мнения #Курская область #Александр Мамкин #преподаватель
Добавь Kursktv.ru в список своих источников



Похожие статьи

В Курске начинающий бизнесмен набрал долгов на 5 млн у своих знакомых
Курские приставы взыскали с автомобилистов почти полмиллиона долгов
Скандал в Липецком академическом театре
Преимущества займов на карту круглосуточно
Финляндия откроет визовый центр в Курске

Еще в рубрике

09:00
В Курском районе из-за спортивных соревнований перекроют два участка дороги

19:00
В Курской области 18 мая потеплеет до +22 градусов

18:30
В Курске провели мероприятие «Путешествие во времени и пространстве: от избы до звезды»

17:52
В Курске прошло мероприятие "Семейная гармония"

17:30
Ушла из жизни заведующая курским детским садом №16 Инна Федюшина

17:15
Выездная бригада врачей осмотрела 136 воспитанников Льговского интерната

17:00
В Курске состоялась игра «Ратоборцы»

?


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Реклама