Есть ли туризм в Курской области?

27 сентября традиционно отмечается Международный День туризма. Какие сложности существуют на сегодняшний день в этой отрасли в нашем регионе? На эти и другие вопросы ответил эксперт по развитию регионального туризма Владислав Шелест.

Есть ли туризм в Курской области? Какой он, какова его структура?

Да, к счастью, туризм в Курской области есть и с неплохой динамикой развивается! Еще 10 – 12 лет назад статистика регионального туризма была очень скромной, сейчас она меняется, причем положительно. Конечно, мы еще не видим больших экскурсионных групп, гуляющих по центру Курска, Железногорска и Курчатова, но уже растет количество иностранцев и жителей других регионов РФ, посещающих Курскую область!

Касаемо структуры туризма в регионе скажу: здесь есть над чем работать! Самые распространенные виды туризма - выездной, въездной и внутренний. Сегодня очень большой перекос в сторону первой разновидности. Жители Курской области часто с туристической целью покидают регион. Те, кто остается, реализуют свои желания отдохнуть на родине. И это большая часть организованных туристов. Внутренний туризм включает в себя организацию детского отдыха в оздоровительных лагерях и санаториях, отдых взрослых людей - рыбалку как на платных прудах, так и на бесплатных водоемах, охоту, и, конечно, экскурсионные туры в родном крае. Наименее развитый вид туризма в Курской области - въездной. Его основные участники - граждане, прибывшие к нам в регион с деловыми, познавательными и развлекательными целями. Деловой туризм – одно из направлений въездного. Есть еще и событийный, связанный, например, с пребыванием в Курской области Курской Коренной икона Божией Матери «Знамение», с проведением Коренской ярмарки и т.п.

Владислав Александрович, коль скоро мы заговорили о проблемах въездного туризма, скажите, что действительно стоит показать приезжим или даже своим родственникам в Курской области? Только Марьино и Коренную? Какие существуют маршруты по региону?

Очень хороший вопрос! С него все начинается! Да, дворцовый ансамбль «Марьино» и Коренная Пустынь — это туристические Мекки Курской области, и хотелось бы отметить, что не в каждом регионе такие встречаются! Эти достопримечательности, реальные точки притяжения! Но есть и другие интересные объекты, которые просто менее известны. Такие как сохранившаяся водяная мельница в Пристенском районе, голубые озера под Железногорском. К сожалению, вокруг не создана необходимая инфраструктура: кафе, хостелы - и поток туристов к ним слабоват. Но! Есть экскурсионные маршруты к усадьбе А.А. Фета, на Тепловские высоты, к карьеру МГОКа. Есть фольклорные туры - на хутор Песочное Медвенского района или на родину «Тимони» в Суджанский район. Такой, знаете, сельский туризм… Сегодня туристско-информационный центр Областного центра туризма предлагает 10 основных маршрутов по региону для организованных и сборных групп с экскурсионными и познавательными целями.

В числе новинок коллег из Областного центра туризма – гастрономические туры! Как раз сегодня на Координационном совете по развитию туризма они презентовали гастрономическую карту нашей области, которая размещена на сайте туристско-информационного центра: gokursk.ru

Любой желающий может самостоятельно проложить водные маршруты по рекам Курской области, пешие маршруты, спланировать велосипедные и конные прогулки. Эти виды туризма сейчас становятся более популярными. Их называют самодеятельным туризмом и спортивным.

Владислав Александрович, вы так интересно об этом рассказали, что картинка складывается очень хорошая: и нет проблем в региональном туризме и туристский потенциал региона уже полностью раскрыт! Так нужно ли вообще развивать это направления? Кто этим должен заниматься - власть или бизнес?

Конечно, проблем очень много, и если все рассказывать, то одной беседой никак не ограничиться, придется обсуждать разные аспекты, начиная с нормативной базы и заканчивая условиями кредитования бизнеса. Но если вкратце, то так. Туризм базируется на удовлетворении познавательных и социальных целей человека. Это в первую очередь, по моему мнению, вид экономической деятельности, который включает рекламу, маркетинг регионального продукта, формирующий имидж региона. Следовательно, развитие туризма - это задача для бизнес-сообщества. Но любое дело хорошо развивается в условиях, созданных для него государством. В точке пересечения интересов власти и бизнеса возникает высокое напряжение, потому что не всегда цели и задачи двух сторон совпадают. Нужен еще один регулятор. Я говорю об НКО, которые могли бы принять в развитии регионального туризма самую активную роль. Например, для популяризации внутреннего туризма можно открыть сборные автобусные экскурсии по области в выходные дни. Но бизнесу на начальном этапе не выгодно вкладываться в проект – затрат больше. И тут огромное поле для НКО, социального и молодежного предпринимательства, которые могут учитывать интересы государства, общества и бизнеса. В этом случае гарантирован позитивный результат.

Но это общие фразы, а что конкретно нужно сделать региональной власти, бизнесу и общественным организациям для того, чтобы туризм развивался?

Экономика - это очень сложный и тонкий инструмент, настроить который может только профессионал с душой! Давайте по порядку. Власть должна создать условия. Что это? Это четко сформулированная концепция развития туризма, отраженная в госпрограмме, разработанной при участии НКО и бизнеса. Сформировать ее можно только на площадке, на которой будут услышаны интересы всех участников. Такую площадку могут подготовить заинтересованные стороны. НКО могут взять на себя роль по организации и проведению разного рода исследований, в том числе соцопросов. Именно в этих сферах у власти нет полномочий, а предпринимателям не выгодно заниматься подобными мелочами! Бизнесу отводится другая роль - самая «простая», но самая ответственная - развивать выгодные направления.

При этом всем участникам процесса нужно помнить, что наши ошибки, я имею ввиду власть и общество, приведут к личной ответственности бизнеса в виде убытков. Именно предприниматель будет их оплачивать из своего кармана!

Хорошо, Владислав Александрович, какие вы могли бы привести яркие примеры, улучшившие туризм в соседних регионах? Какие из них применимы у нас?

Конечно, такие примеры есть: Дом Деда Мороза в Устюге, океанариум в Воронеже, зоопарк в Белгороде. Таких примеров много! Ну, а что касается Курской области, то у нас тоже есть хорошие объекты - хотя бы Централ-Парк. Но конкуренция среди подобных объектов уже очень высока.

Я считаю, что курянам нужно выбрать иной путь. Не гнаться за крупными туристскими объектами и направлять все силы на привлечение крупного инвестора, который что-либо построит, а развивать сферу услуг на базе того, что имеем. Например, тур выходного дня, привлечет не только курян, но и жителей соседних регионов и даже столицы. Для этого уже есть база – не только туристские «жемчужины» Курской области, но и новые, пока не открытые «точки роста» отрасли: фермерские хозяйства, частные сыроварни и т.п. Нужно ясное понимание целей этого движения, которые обеспечит власть, НКО, готовые развивать идею, туристические компании – для ее воплощения.

Добавь Kursktv.ru в список своих источников



Похожие статьи

Коронавирусом за сутки заразились 170 курян
Росздравнадзор рассказал о проведенной проверке в Курске
Редакция Kursktv.ru поздравляет Александра Анпилова!
Губернатор Курской области Роман Старовойт снизил ставку по кредитам
Надземный переход у Центрального рынка пока сносить не будут

Еще в рубрике

14:11
Дети из Курской области отправятся в город Тула

16:57
В Курской области проходит акция "Вода России"

18:00
Курские инструкторы детско-юношеского туризма прошли походы 1 категории сложности

17:09
В Курске проводится масштабная проверка храмов на пожарную безопасность

16:44
Сотруднику предприятия Металлоинвеста присвоено звание Героя Труда Российской Федерации

16:16
В Курске прошло мероприятие «Вальс Победы»

15:56
В Курске детсадовцы посетили школьный музей

?


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Реклама