Солистка Курской филармонии подготовила концертную программу к юбилею великого поэта

В нынешнем году, 6 июня, исполняется 220 лет со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

 

К этой знаменательной для всех ценителей отечественной культуры дате солистка Курской государственной филармонии, заслуженная артистка России Ирина Стародубцева подготовила концертную программу. Через месяц она представит её слушателям в городе Ульяновске. А 26 марта, курские меломаны, пришедшие в Малый зал филармонии на улице Перекальского на онлайн-трансляцию в рамках проекта «Всероссийский виртуальный концертный зал», получили прекрасную возможность услышать фрагменты этой программы.

 

Те, кто регулярно бывает на концертах данного проекта, знают, что прямую трансляцию из Концертного зала имени П.И. Чайковского в Москве предваряет выступление артистов нашей филармонии. Традиция хорошая, но вчерашнее выступление Ирины Стародубцевой и аккомпанировавшего ей на фортепиано заслуженного артиста России Виктора Хмелевского было всё же явно чем-то большим, чем просто данью традиции. Обладательница великолепного сопрано вынесла на суд земляков семь романсов, написанных разными русскими композиторами на стихи Пушкина (обычно превью к трансляции ограничивается исполнением трёх вокальных номеров). Первый из исполненных Ириной Стародубцевой романсов - «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет...») был написан лицейским товарищем поэта Михаилом Яковлевым, а следующий романс - «Птичка» («Птичка божья не знает ни забот и ни труда...») создан современником Александра Сергеевича Пушкина композитором-любителем Николаем Титовым, большинство романсов которого написаны именно на стихи Пушкина. После этого собравшиеся в зале послушали романс Александра Алябьева «Я вас любил».

 

Если Александра Сергеевича Пушкина считают основоположником русского литературного языка, то основоположником русской музыки называют Михаила Ивановича Глинку. Пушкин и Глинка были знакомы, а всего Михаил Иванович написал на стихи поэта 10 романсов. Два из них, написанных Глинкой при жизни автора стихов - «Не пой, красавица, при мне» и «Я здесь, Иназилья», Ирина Стародубцева исполнила в этом концерте. А затем прозвучал самый известный романс Глинки на стихи Пушкина - «Я помню чудное мгновенье». Интересно, что если поэт посвятил своё стихотворение Анне Петровне Керн, то композитор посвятил романс, написанный на эти слова, дочери Анны Петровны Керн — Екатерине.

 

Но к произведениям Пушкина обращались не только композиторы — его современники, но и жившие значительно позже. Так, наш знаменитый земляк Георгий Васильевич Свиридов написал музыку к кинофильму по повести Пушкина «Метель» и романсы, шесть из которых вышли из-под пера композитора, когда ему было всего 19 лет. Один из романсов Свиридова - «Подъезжая под Ижоры» - завершил программу этого концерта-презентации.

 

Но необычным в этот вечер оказалось не только превью к трансляции, но и сама трансляция. По предложению Московской академической государственной филармонии, которая предлагает своим коллегам в Курске программу концертов для трансляций, второй раз подряд в рамках проекта концерт шёл не в прямой трансляции, а в записи, и не из Москвы, а из Швейцарии, из альпийского городка Вербье, где в июле 2013 года прошёл международный музыкальный фестиваль. На нём, в частности, выступал на тот момент 18-летний канадский пианист польского происхождения Ян Лисецкий, который исполнил классические произведения трёх эпох: эпохи барокко — Партиту № 1 Иоганна Себастьяна Баха, эпохи классицизма — концерт № 20 для фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта (совместно с Фестивальным оркестром Вербье под управлением дирижёра Кристиана Захариаса) и эпохи романтизма - «Ноктюрн» и 10 этюдов Фридерика Шопена. Трансляция этого концерта и была предложена вниманию курских меломанов, и никто из находившихся в зале, не пожалел — наоборот, возгласы «Браво!» доносились здесь, как будто пианист находится рядом. Играл молодой исполнитель, что называется, «на разрыв аорты»: полная сосредоточенность, никаких нот на пюпитре. Более того, часть произведения он исполнял с закрытыми глазами — настолько чувствовал клавиатуру и идеально держал в памяти всю партитуру! Во время исполнения этюдов Шопена со лба Яна Лисецкого прямо на клавиатуру падали капли пота (не забудем, что фестиваль проходил в разгар лета!), и, заканчивая играть очередной этюд, пианист брал в руки лежащее рядом с инструментом полотенце, стирал пот с лица и играл дальше. А когда после окончания исполнения последнего этюда зал, в котором всё это время стояла гробовая тишина, в одно мгновение разразился бурными овациями, Ян Лисецкий исполнил ещё два этюда своего любимого композитора.

 

В общем, в этот вечер меломаны Курска прикоснулись к истинным сокровищам отечественной и мировой музыки. А следующие трансляции — уже прямые из Концертного зала имени П.И. Чайковского в Москве — пройдут в Малом зале филармонии 11 и 19 апреля. Желающим посетить их следует поторопиться в кассу за приглашениями — ведь количество мест ограничено!

 

Олег Столбецов

 

Фото: Олег Столбецов

 

#Курская филармония #Ирина Стародубцева #Виктор Хмелевской #Ян Лисецкий
Добавь Kursktv.ru в список своих источников



Похожие статьи

Губернатор Курской области попросил контролировать цены в торговых сетях
Covid-19 выходит на плато?
Поезд Санкт-Петербург — Белгород, проходящий через Курск, осенью будет уходить из Северной столицы в разное время
Руководители региона изучают компетенции будущего
Праздник к нам приходит

Еще в рубрике

11:00
Алексей Смирнов лично поучаствовал в акции «Сад Памяти»

11:00
В Курске в парке Дзержинского было посажено 200 молодых деревьев

18:00
В Курской области 28 апреля будет до +20 градусов

16:53
Как найти работу через Интернет

16:20
В Курске ученики школы № 62 стали участниками бизнес-игры

15:36
В Курске поддержали акцию «Коробка храбрости»

15:30
В Курске продолжается проект "Экокреатив"

?


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Реклама