Елена Рыжих: "Нравственность отменить невозможно"
В Курском регионе во все времена жили талантливые и неравнодушные люди. И даже отдельные народы с такой жизненной позицией. Это казаки, которые веками населяли Курскую область.
Елена Рыжих – яркий представитель казачества, педагог, исполнительница традиционной казачьей песни, человек, которому не всё равно. Её позиция – возродить аутентичную культуру и передать свой фольклорный опыт подрастающему поколению.
Именно для этих целей был создан Этнотеатр – уникальный для Соловьиного края проект. Елена Юрьевна с удовольствием рассказала о своей деятельности и поделилась секретами правильного воспитания детей.
-Расскажите, с чего начинался проект «Этнотеатр»?
-Уже очень давно у меня появилась идея передавать свои знания младшему поколению. Однако я считаю, что этот процесс не должен проходить под эгидой творческой мастерской или фабрики развлечений. Думала: «Нужно сделать специализированный театр или театр-студию». Так и появился Этнотеатр. Почему название именно такое? Во-первых, мы устаиваем не только театрализованные представления, но и занимаемся образовательным проектом, сотрудничаем со школами и детскими садами. Во-вторых, такое название передает аутентичность самой идеи.
Существует и развивается «Этнотеатр» уже три года назад.
-И на какой стадии развития сейчас он находится? Большая ли у него аудитория? Сколько малышей к вам ходит?
-Аудитория действительно выросла с момента основания Этнотеатра. Сейчас это уже не просто фольклорная студия по изучению традиционной культуры. У нас есть и театральная студия, студия «Ладушки», где мы занимаемся с детками от полутора лет, различные группы со своими названиями: «Иван да Марья», «Крупеничка», «Добрыня». В каждой группе от 7 человек. Но есть группы и по 3 человека, где мы занимаемся и с родителями, и с детьми. С помощью этнопедагогики родители получают новые знания относительно воспитания своего ребенка.
-Как строится день в «Этнотеатре»?
-По-разному. Мы проводим занятия в основном в вечернее время. Сейчас мечтаем создать группу неполного дня, чтобы занять дневное время. В идеале хотелось бы организовать продленку с обеда, а до обеда - группу неполного дня. Но педагогов, к сожалению, не хватает. А если точнее – педагогов - единомышленников. А я к этому отношусь очень скрупулезно, стараюсь подобрать такого специалиста, который действительно будет любить свое дело.
-То есть у вас есть определенная политика по отношению к репертуару?
-Конечно. Даже за режиссерами приходится все проверять. Я, как руководитель, корректирую сценарии.
-Какие у вас перспективы развития?
-Однажды я была в Москве в Театре Надежды Бабкиной. Я бы хотела, чтобы мой проект был идентичен. Так сказать, это для меня ориентир. Мне очень нравится, что она может пригласить туда для выступлений какую-то фольклорную группу. Это моя мечта. Я бы собрала единомышленников, людей, которым это интересно.
-Вы руководитель и основатель ансамбля «Верея». Как он появился, как вы выбирали участников, давно ли он существует?
-Ансамбль «Верея» появился в 1996 году. Это был женский коллектив, в составе которого было 15 человек. Базировался во дворце культуры РТИ, сейчас это Дворец молодежи. У нас был очень разнообразный репертуар: русские песни, мои собственные аранжировки различных известных композиций, казачья песня.. 7 лет назад было принято решение сосредоточиться на казачьей культуре. Мы – православные, а значит, должны петь о человеке и его духовной природе. А это казачья песня. У нас сразу появились единомышленники. Например, наш нынешний солист Евгений Уваров. Потом к нам примкнула семья Аникеевых. Они сибирские казаки, переехали из Новосибирска в Воронеж по причине климата. Затем из Воронежа перебрались в Курск. Казачья песня объединила людей многих людей и продолжает объединять до сих пор.
-Насколько важно воспитывать ребенка в казачьей традиции? Что нужно делать, чтобы воспитать хорошего человека?
-Этнопедагогика у любого этноса одинаковая. Единственное различие в том, что казаки – воинское сословие. Это гармония и мощь. Через разные жанры нашего этноса мы можем детям доносить правильность жития, создавать мировоззрение, потому что даже в колыбельной казачьей песне спрятано сакральное и вечное. Она полна глубокой древностью, благословением. Посредством колыбельной создавалась определенная установка ребенку, что, мол, ты вырастешь и будешь вот таким, таким и таким. Или, например, пока ты спишь, дед пошел рыбу ловить, бабка ставит уху варить, мамка пошла белье полоскать, а папка – дрова рубить. То есть каждый при деле, и везде шло семейное воспитание. Традиция, труд - все было в этой песне. Он засыпает, и подсознательно с помощью колыбельной песни идут наставления от старшего поколения.
Но нравственность никто никогда не отменит, духовность. Малышам прививалась любовь к труду, днем трудились, работали, помогали старшим, видели, что отец – это добытчик, а сейчас все наоборот. Этнопедагогика возвращает нас к истокам, к истинному духовному пути человека.
-Программа мероприятий строится сезонно, правильно?
-Она связывается с календарными праздниками. Готовим выступления с детками, свой репертуар, чтобы он был понятен зрителю. Каждая группа готовит собственную картинку, сюжет.
-Вы выезжаете с концертами в другие учебные заведения?
-Да, мы выезжаем и выступаем или приглашаем к себе. К нам приходят группы детей из школ. У нас, конечно, платно это все, но дети получают следующее: театрализованная игровая программа, мастер-классы на выбор. Например, был «Жаворонки весну кличут» - мы расписывали пряники, дети смотрели театрализованную игровую программу, очень много узнали для себя нового. Мы это делаем как фольклорное занятие, чтобы ребята не просто посмотрели и с пустой головой ушли, а в игровой форме закрепили этот материал. Конечно, без традиционного чаепития как знака гостеприимства мы не отпускаем наших гостей, обязательно угощаем их пирогами, баранками, бубликами и чайком горяченьким. Мы ведем очень хорошие беседы, разговариваем о чаепитии как о традиции русского народа, и дети уходят в одухотворенном расположении духа.
-Какие у вас еще есть дополнительные проекты, кроме Этнотеатра и ансамбля «Верея»?
-Дополнительный проект – фабрика развлечений «Празднуем вместе».
-Как она появилась?
-С остальными участниками проекта мы начали организовывать мероприятия 11 лет назад. Сюда входили свадьбы, юбилеи, корпоративы, детские событийные мероприятия. Этим занимаемся и по сей день. Мы решили создать фабрику развлечений и назвали ее «Празднуем вместе», чтобы было понятно, что мы организовываем любые мероприятия. Кстати, не все свадьбы проводим в русской традиции. Мы рады стилизовать любое направление. Например, фолк-модерн пользуется спросом.
Похожие статьи
Начальник подразделения полиции подозревается в покушении на мошенничество Куряне обнаружили главную новогоднюю ёлку Курска (ВИДЕО)Новости Курского ОНФ: когда будет свет на областных дорогах?Осужден пытавшийся дать взятку инспектору ГИБДД курянинАдминистрация региона будет увеличивать число коек и оборудования для борьбы с вирусомЕще в рубрике
В Курске начались ремонтные работы в парках и скверах
18:14
В Курске прошел фестиваль «Мир профессий глазами детей»
17:47
Газовики продолжают заключать принудительные договоры на обслуживание оборудования
17:45
В Курске 6 июня пройдет конкурс «Фактор стресса»
17:43
В Курской области проходит экскурсия в центре имени Даниила Гранина
17:10
В Курске на Никитском кладбище были проведены уборочные работы добровольцами из различных организаций
16:25
В Курске в конце апреля пройдёт всероссийский субботник
ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ