Что спасет культуру в регионах?

Главред национальной газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов дал эксклюзивное интервью KurskTV.

«Музыкальная журналистика сегодня живет только в 2 городах: В Москве и Санкт-Петербурге. И то, преимущественно, в Москве», - заметил в начале нашего разговора Андрей Устинов.

В Курск известный журналист, музыковед и издатель приехал для участия в одном из этапов всероссийского форума, посвященного 90-летию со дня смерти Николая Финдейзена — ученого, критика и основателя «Русской музыкальной газеты». В перерыве между запланированными мероприятиями, Андрей Алексеевич согласился ответить на несколько вопросов нашего корреспондента.

Говоря об общем состоянии культуры в регионе он заметил, что, к сожалению, Курск редко удивляет музыкальными новостями. Если сравнивать с соседями по Черноземью, тем же Белгородом, то тот выглядит более успешно в этом плане. Однако об уникальном проекте — музыкальном колледже-интернате для слепых — Андрей Устинов слышал не раз и высоко оценивает данное начинание.

- Так нужна ли музыкальная журналистика? И в чем ее проблемы? Нет вузов, которые бы готовили специалистов данного профиля?

- Кафедры есть не только в столичных вузах, но и в том же Нижнем Новгороде, где даже завкафедрой выпустила учебник для студентов данного профиля. Проблема в том, что понятие «музыкальная журналистика» часто трактуется очень узко, лишь этими двумя словами. Но надо говорить о «слове о музыке», а оно может звучать и в пресс-релизах, и в афишах, и во вступительных речах или лекциях, которые предшествуют концерту. Все это — вербализация либо смысла, либо музыки, либо околомузыкального пространства. Но и ведение сайтов, и составление интересных проектов для участия в грантах хоть и нужно, и актуально, но сложно представить сферу культуры или издание, которое могло бы содержать такого узкого специалиста: музыкального ли критика, театрального. Да и вообще как можно что-то критиковать в провинции?

- Сомнительное удовольствие...

- Да, вопрос не в критике. У нас старые понятия еще используются. Между тем сегодня в блогах в Фейсбуке могут раскритиковать так, что мало не покажется. Но при этом процесса заинтересованного отношения к искусству, обсуждения его — этой грани критики сегодня практически не существует.Чтобы человек что-то посмотрел, захотел поделиться, он должен быть в курсе хоть какой-то информации. Человек должен понимать не только о каком веке, каком пласте говорит, но и в каком времени он сам живет. Вообще сегодня происходит некий слом человека в мире культуры и искусства. Для того чтобы сегодня заинтересовать кого-то темой той же музыки, подаваться такой материал должен, используя современный интересный дизайн. А у нас как происходит? Настала пора избавляться от китча. Сегодня мы наблюдаем и его, и дикую эклектику повсюду, не только в архитектуре. Но не бывает так, чтобы какое-то направление искусства развивалось, а остальные — нет. Упадок в одном ведет к упадку в другом.

- То есть человек, говорящий о музыке он должен быть максимально образован и...

- Он должен быть наслушанным, насмотренным. Но насмотренным не так, что ты смотрел только репертуар курского драматического театра и слушал только курский симфонический оркестр. Сегодня это невозможно. Купить канал берлинской филармонии — это не так дорого — но ты будешь смотреть лучшие постановки, в лучшем исполнении. И эти впечатления потом нужно постоянно «держать в ушах». И если таких человек будет хотя бы 200 в Курске, и из ни человек 30 — из оркестра, глядишь тогда что-то и поменяется к лучшему. У вас сейчас транслируется в кино опера HD, театр HD и так далее. Мир открыт в плане информации. Но у нас нет времени на это.

Говоря о том, как следует писать о культуре, Андрей Устинов заметил, что не стоит зацикливаться на описании кто лучше кого станцевал тот или иной балет или сыграл ту или иную роль. «Кому это будет интересно? Таким же 5 балетоманам как вы сами? Такие публикации должны быть шире, они должны охватывать и моменты кто и когда написал эту вещь, содержать другую общеполезную и интересную культурологическую информацию. А для этого нужен совсем иной уровень знаний и подготовки. Если их нет у журналиста, он должен хотя бы знать, кто может дать ему такую информацию. Или не браться за тему культуры вовсе. В профессии музыкального журналиста должен присутствовать постоянный поиск новых способов подачи, того, чем еще насытить материал. У Николая Финдейзена это было и живи он сегодня, при нынешних технических возможностях, он наверняка бы сделал больше для культурной журналистики чем большинство наших современников.

Добавь Kursktv.ru в список своих источников



Похожие статьи

Курские предприятия промышленного сектора экономики продолжают успешно осваивать выпуск импортозамещающей продукции
Валуйская центральная библиотека отметила 110 лет
Курский «Дед Мороз» приглашает для получения подарков многодетные семьи
«Ласточка» быстро и дешево доставит из Курска в Москву
Многодетным семьям отдадут земельные участки Курской сельхозакадемии

Еще в рубрике

17:51
В Курских школах появится новый предмет

17:38
В Курской области до конца года выпустят более 4 тысяч Карт жителей с индивидуальным дизайном

16:56
Натуральная косметика для волос и тела

16:48
Курская поликлиника №5 не будет работать до 12 мая

16:35
Сбер и Юго-Восточная железная дорога договорились о сотрудничестве в развитии инновационных цифровых решений

16:22
В Курской области потеплеет до +19 градусов

16:16
На Михайловском ГОКе начался новый сезон производственной практики и профориентационных мероприятий

?


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Реклама