Covid-2020: итоги года
Еще год назад большинство курян и представить не могли, как происходящее в далеком китайском Ухане отразится вскоре на их собственной жизни и окажется не где-то там, а на их улице, в их доме и даже семье.
Мир стал другим
Среди соседних регионов Курская область стала вести статистку заразившихся коронавирусом не первой, но и у нас в конце марте пошел этот отсчет. Первые три случая были подтверждены 31 марта – пациенты помещены в областную инфекционную больницу имени Семашко.
В обиход курян постепенно вошли такие слова как «коронавирус», «корона», «локдаун», «санитайзер» и все постепенно привыкли надевать маску в транспорте, магазине и в общественных местах. Весь мир стал другим, и мы с волнением следили по новостям за происходящим не только в России, но и в США, Италии и других странах, где ситуация, в отличие от нашей, оказалась хуже и выходила из-под контроля.
Весной на территории Курской области на время ввели всеобщую изоляцию, когда дом без острой необходимости запретили покидать не только пожилым гражданам и тем, кто имеет хронические заболевания, но и всем остальным. По городу ввели специальные пропуска, которые в виде исключения выдавались отдельным категориям работников, предпринимателей, руководителей организаций, чья трудовая деятельность не могла быть приостановлена. Большинству же можно было покидать жилье только чтобы дойти за продуктами до ближайшего супермаркета, выгулять собаку или получить экстренную медпомощь. Город опустел, и улицы без прохожих были пустынны как никогда.
Самоизоляция и «дистанционка»
В какие-то моменты курянам даже едва не запретили ездить на личном транспорте на свои дачные участки – хотя именно там многие «спасались» во время изоляции.
Пик ограничений пришелся на март, апрель и май. Куряне резко сократили «живые» контакты, перестали встречаться с друзьями и даже родственниками, стали дистанционно работать и учиться. Правила посещения детсадов и учеба в школах менялись за год не раз, и всегда как у «дистанционки», так и у очного образования были свои сторонники и противники.
Члены семей оказались фактически заперты друг с другом в своих квартирах и домах. С одной стороны, изоляция сблизила родителей и детей, мужей и жен, которые стали проводить вместе больше времени, а не встречаться только по вечерам и выходным. С другой – стала испытанием: случались трения, бытовые конфликты, не говоря уже о ситуации, когда на всех оказывался один компьютер с интернетом, необходимый для работы и учебы. Психологически долгое совместное пребывание стало настоящим испытанием.
- Сложившаяся ситуация обострила внутренние проблемы и страхи людей, побудив многих потратить время на работу с собой, обратиться к специалисту, - рассказал KurskTV психолог Константин Сторожук. – Побороть те же депрессии может помочь современная психология. Одним из самых глубоких и эффективных методов является эмоционально-образная терапия.
Кушать не подано
Более востребована из-за пандемии стала доставка продуктов, еды и других товаров на дом. Например, одна из крупных курских торговых сетей предлагала доставку по Курску за 100-150 рублей или бесплатную при заказе от 3000 рублей. Получили распространение заказы через сервисы Яндекс.Еда и Delivery Club.
Работа «на вынос» для огромного числа курских заведений общепита стала единственной возможностью не закрыться. Отрасль испытала огромные убытки, поскольку многие куряне отказались от привычных походов в кафе, рестораны и бары. Несмотря на некоторые налоговые льготы для бизнеса и другую поддержку от государства часть заведений прекратила существование. В середине ноября Ассоциация курских рестораторов написала губернатору Курской области открытое письмо, подписанное 30 предпринимателями, с просьбой смягчить ограничения. Напомним, следуя рекомендациям Роспотребнадзора, в Доме Советов решили со 2 ноября запретить общепиту работать с 11 вечера до 6 утра. На новогодние праздники в обладминистрации пошли на некоторые уступки.
Пояса затянули потуже
Но ресторанный бизнес не единственный пострадал от пандемии. Коронавирус нанес серьезный удар по развлекательной сфере, куда входят как кино, так и концерты. В первую и вторую волну коронавируса визиты в Курск, например, пришлось отменить Валерию Сюткину, Артуру Пирожкову, группе ДДТ и Басте.
Пострадали турагентства и гостиницы, розничная продажа товаров, парикмахерские и салоны красоты, допобразование, фитнес-центры и тренажерные залы, пассажирские перевозки. При этом многие куряне были отправлены в отпуска без содержания, либо вообще потеряли работу.
Если ближе к концу года ситуация с безработицей немного улучшилась, то еще в октябре число безработных в регионе приближалось к 18 тысячам. И даже проведенная в том же месяце большая онлайн-ярмарка вакансий в корне положение дел не поменяла, уменьшив данный показатель всего на 500 человек. При этом на конец декабря, по информации региональной службы занятости, в Курской области были открыты 11 757 вакансий от 1 106 работодателей.
Победить коронавирус вместе
2020 год, по иронии судьбы, был объявлен в Курской области Годом Здоровья. Конечно, такая «директива» вышла, когда никто не мог предусмотреть последствий пандемии, да и самой пандемии тоже. Впрочем, тема здоровья и медицины целый год как раз была во всех новостных топах.
Региональную систему здравоохранения экстренно перестраивали. Если первых пациентов с ковидом принимала областная клиническая инфекционная больница имени Семашко, затем ковидарии появились в горбольнице №6, БСМП, Железногорской городской больнице, Курской городской клинической больнице № 4, Госпитале ветеранов войн в Курске, а также в некоторых райбольницах.
Пришлось настроить работу горячих линий для звонков от населения, поставки средств индивидуальной защиты и медицинского кислорода, снабжение антибиотиков и других лекарств в медучреждения и аптеки. Не всегда курскздрав справлялся с нагрузкой, на разных этапах куряне могли наблюдать сбои самых разных его функций.
Потребовалось больше медиков для работы в «красных зонах». Иногда их приглашали из других регионов, но в основном штат наполнили своими специалистами – на призыв присоединиться к большой команде медперсонала откликнулись несколько сотен студентов, аспирантов и преподавателей Курского государственного медуниверситета, студенты медколледжа. Огромное число курян стали волонтерами: помощь нужна и на горячих линиях, и на формировании бесплатных наборов медикаментов для амбулаторных больных, на доставке продуктов и лекарств пожилым гражданам, на транспортировке врачей и многом другом.
К концу 2020 года число заразившихся коронавирусом курян превысило 20 тысяч человек, большая часть из которых переболела в легкой форме. Однако жизни 303 граждан COVID-19 унес. Среди них было немало и медиков, работавших на «передовой»…
Коронавирус «оголил» проблемы курскздрава
Известный в регионе социальный технолог и общественник Роман Алёхин уверен, что многих проблем и негативных последствий, которые сегодня есть в связи с коронавирусом, можно было бы избежать.
- 2020 год был объявлен курским губернатором Годом здоровья, - напоминает он. - Даже если не брать в расчет ситуацию с коронавирусом, которая возникла внезапно, то мы должны понимать, что на этот период вообще не было стратегии как на Год здоровья. Были какие-то презентации, собрания, но полноценной стратегии по разным направлениям здравоохранения так и не создали. Мы как слепые идем в лабиринте. Упремся в стенку – обойдем. Была бы стратегия, ее можно было бы корректировать. Но если мы не знали, что делать в принципе, то коронавирус как раз и добавил в уже беспорядочную структуру серьезнейшую дезорганизацию. Как говорят, во время отлива становится понятно, кто купался голышом. Здесь коронавирус и послужил тем самым отливом, который показал, что курское здравоохранение – голое. Нет ничего. Пустота. И каждый работает так, как хочет. Мы это увидели еще с первых дней пандемии, при первом заме губернатора Хмелевской, когда некоторые главврачи просто провалили работу. Мы помним скандалы, когда вип-пацинетов с симптомами коронавируса по чьему-то указу госпитализировали в областную больницу. Соответственно, больница начинала болеть вся, там погибали врачи, которые не были в СИЗах на тот момент. Мы помним проблемы с поставками средств индивидуальной защиты, когда врачи, по сути, незащищенные, работали с коронавирусными пациентами. С температурой, больные, они ходили на работу, потому что их некому было заменить. И потом некоторые из них умирали.
Роман Алёхин отмечает, насколько непросто Курская область пережила первую волну коронавируса. Тогда чувствовался всеобщий подъем, все как-то сплотились, и врачи действительно работали на грани сил, и силы эти теряли. Но потом было лето и затишье. Было время подготовиться ко второй волне…
- Все понимали, все прогнозировали вторую волну, - говорит общественный активист. - Но подошли к этому спустя рукава, решив заниматься вопросами по мере их поступления. Где-то закупили СИЗы, но больницы готовы ко второй волне не были, хотя времени для этого было предостаточно. К чему мы и пришли – вторая волна ударила по Курской области очень сильно. Власти не имели ни стратегии, ни тактики работы с коронавирусом. Вспоминаем, как принимались решения – на ходу, «на коленке». По сути, занимались не предупреждением серьезных последствий, а уже тушением «пожара», когда последствия наступили. Это связано и с введением «дистанционки», которая проведена очень «криво». Потому что не подготовили (особенно в селах, в районах) как сами школы, так и оборудование. Не готовили заранее население, чтобы люди, когда получали те же пособия на детей, потратили бы их на планшеты или даже простейшие компьютеры. «Дистанционку» вводили, когда не ввести уже было просто нельзя, когда уже начали умирать педагоги. То же в здравоохранении. Помним последний скандал про окна в БСМП. Почему? Потому что когда было тепло, когда была возможность, не подготовились ко второй волне. Не спрогнозировали, что будет зима. Она холодная в принципе, но почему-то всегда приходит к нам внезапно.
Не провели, и это уже доказано Ростехнадзором, поверку и техобслуживание кислородных установок, что привело к трагическим последствиям в городском роддоме, который был переоборудован под ковидарий. Сейчас только начали делать ремонты в больницах, хотя они уже давно были переполнены. Это горбольница №1, роддом, Фатежская ЦРБ, Тимская ЦРБ и другие. Нужно было это делать гораздо раньше. Также гораздо раньше нужно было позаботиться о полноценном ковидном стационаре, который теперь пытаются строить возле областной больницы.
- Очень много проблем. Конечно, можно сейчас списать их все на ковид, на то, что это чрезвычайная ситуация. Но стоит взглянуть на Китай, где власти организованно работают с этой проблемой. И на Москву, где есть порядок. Это не всегда вопрос денег, но вопрос в том, что в курском здравоохранении полная дезорганизация. Работа просто провалена, и провалена она управленцами, начиная от замгубернатора и заканчивая главврачами. Год был тяжелым, и если ситуацию не исправить именно на уровне руководства, на уровне управления, то 2021 год будет гораздо тяжелей, чем 2020-й.
Читайте также:
Где куряне чаще заражаются коронавирусом?
Курский замгубернатора заболел коронавирусом
В Курске планируют за 100 дней возвести инфекционный госпиталь
Похожие статьи
Курская спортсменка с ОВЗ выиграла чемпионат страны в бегеПервый замглавы города Николай Цыбин проверил ход работы капремонта в школах13 декабря состоится торжественное подведение итогов интенсивных смен по направлению «Искусство» Регионального центра «Созвездие Орла»С 19 по 23 ноября в Кишиневе проходил Семинар российского образования в Республике МолдоваКурских садоводов пугают новым нашествием американской бабочкиЕще в рубрике
В Курской области вынужденных переселенцев освободили от уплаты ряда госпошлин
17:46
В Курской области 4 декабря ожидаются туман и гололёд
17:33
Курские юнармейцы почтили память павших на Могиле Неизвестного Солдата
15:51
В Курской области пьяный вор уснул рядом с похищенным велосипедом
15:33
Более тысячи курских школьников стали участниками проекта «Орлята России»
15:20
В Курске на улице Сумской из-за порыва 18 домов остались без тепла
15:02
Курский губернатор хочет наградить проявивших себя глав сельсоветов и волонтеров
ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ