Обоснованна ли стоимость услуг по вывозу мусора?

В стране сложилась неоднозначная ситуация в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), и Курская область здесь не исключение. Видя многочисленные заявления официальных лиц разных уровней о том, что «мусорная реформа», инициированная Правительством РФ, фактически зашла в тупик, я решил детально исследовать положение дел с обращением с ТКО в нашем регионе.

Прежде всего, меня заинтересовало, какие именно обстоятельства влияют на размер платы за услугу по обращению с ТКО и возможно ли добиться её уменьшения. Тема оказалась довольно обширной и разобраться во всём многообразии нормативных положений мне помог юрист Борис Келехсаев, к этому моменту уже успевший глубоко исследовать данную тему.

Мусорная арифметика

Было установлено, что размер платы за данную услугу складывается из совокупности двух переменных:
а) величины тарифов на услугу по обращению ТКО, утвержденных в Курской области;
б) объёма отходов, передаваемых региональному оператору.

Многие полагают, что главной проблемой обращения с ТКО являются высокие тарифы, но в действительности это только часть общей проблемы. Борис предложил мне сфокусировать своё внимание на исследовании вопросов, связанных с расчетом объёма отходов, так как, исходя из его опыта, большинство спекуляций совершается именно в отношении данной величины. Этот совет оказался полезным.

Как выяснилось, оплачиваемый объём передаваемых отходов напрямую зависит от способа их накопления. Это связано с тем, что при раздельном накоплении ТКО и при «обычном» накоплении (без сортировки отходов на фракции) для определения объёма отходов, применяются разные формулы расчета, что следует из положений п. 148 (30) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (Далее – Правила 354).

При раздельном накоплении подлежащий оплате объём принятых отходов упрощённо приравнивается к фактическому объёму контейнеров, опорожнённых региональным оператором, а при сборе несортированных отходов для вычисления объёма ТКО используются установленные Комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области средние значения объёма, именуемые нормативами накопления ТКО. Объём, рассчитанный на основании фактических значений будет более приближённым к реальности, чем объём, рассчитанный с применением потенциально завышенных нормативов накопления ТКО.

При раздельном сборе стоимость услуг по вывозу мусора должна быть ниже, чем при сборе несортированных отходов, поэтому у регоператора нет стимула торопиться с его введением.

Практика в соседних регионах указывает на то, что нормативы зачастую определяются с нарушением законного регламента, и поэтому объём ТКО, рассчитанный с их применением, не может быть достоверным. Примером может послужить дело № 3а-34/2019, рассмотренное Липецким областным судом. Судебным актом по нему был признан недействительным с момента утверждения норматив накопления ТКО для промтоварных магазинов.

Видишь раздельный сбор? А он есть…

Руководствуясь богатой судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.12.2019 г. № Ф10-5960/2019 по делу № А35-10558/2018, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.05.2020 г. № Ф01-9240/2020 по делу № А43-22180/2019, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.05.2020 г. № Ф06-60881/2020 по делу № А12-30238/2019), я пришел к выводу, что раздельное накопление следует считать организованным при соблюдении двух условий:

1. Уполномоченный орган власти должен опубликовать официальный акт, регламентирующий порядок раздельного накопления (как оказалось, Курская область один из первых субъектов РФ, в которой данный регламент был утвержден практически в самом начале проведения реформы обращения с ТКО в стране на основании Приказа все того же Комитета ЖКХ и ТЭК № 144 от 05.12.2016 г.).

2. Потребители должны сортировать отходы по фракциям (для этого необходимо наличие площадок для накопления отходов, оборудованных специализированными контейнерами).

Исходя из Правил № 354 (абзац 3 пункта 148 (30)), только реализация перечисленных условий в совокупности позволит применять формулы расчета объёма ТКО, основанные на фактических значениях объёма (расчет объёма ТКО исходя из объёма и количества контейнеров для накопления ТКО).

Учитывая, что необходимая правовая основа для раздельного накопления была подготовлена администрацией области еще четыре года назад, я решил выяснить у Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области и АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска», на каком этапе находится практическая реализация проекта по раздельному накоплению ТКО (обустройство площадок, приобретение контейнеров, соответствующих установленному в области регламенту), а также выяснить, кто является ответственным за внедрение сбора сортированных отходов. Полученные ответы меня несколько дезориентировали.

Так, в соответствии с абзацем 6 пункта 2.1.4 Соглашения от 09.10.2017 г., на основании которого АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска» оказывает услуги по обращению с ТКО населению, общество обязано обеспечивать поэтапное внедрение раздельного сбора ТКО на территории Северо-Восточной зоны Курской области.

В ответ на запрос Спецавтобаза по уборке города Курска сообщила, что в ее обязанности не входит внедрение раздельного накопления ТКО, и сведениями об этапе, на котором находится данный процесс, общество не обладает, при этом все закупки контейнеров для раздельного накопления были совершены обществом на добровольной основе.

В свою очередь, Комитет ЖКХ и ТЭК Курской области сослался, что внедрение раздельного сбора производится силами АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска», общество закупило 390 контейнеров и организовало пункт сбора сортированных отходов на Сумской, при этом, приобретение необходимого инвентаря не заложено в действующий предельный тариф на услугу общества, а обязанность по обустройству и содержанию площадок для раздельного накопления лежит на собственниках указанных площадок (то есть на нас, жителях многоквартирных домов в лице ТСЖ и управляющих компаний). Следует также отметить, что я направлял аналогичный запрос в Комитет ЖКХ г. Курска, но ответа на него мне так и не поступило.

Несмотря на всю неоднозначность полученных ответов, все же из них следует, что раздельный сбор ТКО частично ведется на территории Курска, соответственно должны быть и потребители, которые рассчитывают объём ТКО по договорам с обществом, применяя формулы, установленные при раздельном накоплении ТКО, поэтому я направил дополнительные запросы с целью официального подтверждения подобных прецедентов. Такие потребители должны платить меньше, чем раньше, когда они не имели возможности пользоваться раздельным сбором.

Были ли нарушения при утверждении нормативов накопления?

Учитывая, что раздельное накопление ТКО в Курской области будет внедрено нескоро, я решил выяснить имели ли место нарушения при расчете нормативов накопления ТКО, согласно которым производится расчет объёма накопления ТКО по договорам с потребителями в Курской области.

Мне стало известно, что, начиная с 06.12.2016 г. по настоящее время Комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области было принято 7 приказов, которыми утверждались и вносились изменения в нормативы накопления ТКО. Подобная активность выглядит довольно странно, так как согласно Постановлению Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» для определения и последующего утверждения значений норматива накопления ТКО должны быть проведены годичные ежесезонные натуральные замеры.

Полагаю, что внесение в каждом полугодии изменений в приказы, утверждающие значение нормативов накопления ТКО, может быть связано как с частыми нарушениями при проведении процедуры замеров нормативов, так и со стремлением Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области максимальным образом актуализировать результаты замеров, и добиться наиболее точного определения значений норматива.

Вместе с тем, второе предположение кажется сомнительным, так как в Приказе Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области от 17.12.2018 г. № 229 «О нормативах накопления твердых коммунальных отходов для Курской области» прямо сообщается, что нарушения всё же были:

«В связи с выявленными нарушениями законодательства Российской Федерации при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для Курской области, в соответствии с постановлением Губернатора Курской области от 06.06.2018 N 189-пг "Об утверждении Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области" приказываю…».

Приняв во внимание данную информацию, я обратился в Комитет ЖКХ и ТЭК Курской области за разъяснениями, какие именно нарушения были выявлены при расчете норматива накопления ТКО в Курской области, и какие меры были приняты для устранения последствий действия нормативов, рассчитанных с нарушениями. Считаю, что в случае совершения расчетов по договорам, произведенным на основании нормативного акта, изданного с нарушениями, как минимум должен быть произведен перерасчет . Полученный из Комитета ответ нужного понимания не дал.

На мой вопрос, какие именно нарушения при расчетах норматива накопления ТКО были устранены Приказом № 229 от 17.12.2018 г., Комитет ЖКХ и ТЭК Курской области сообщил: «При внедрении новой реформы на территории региона в октябре 2018 года Администрация области столкнулась с недовольством курян, вызванным ростом платежей за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Приятно осознавать, что простое недовольство граждан нормативным актом уже воспринимается муниципальными органами, как нарушение со своей стороны, однако мне хотелось получить более конкретный ответ на вопрос, поэтому мне пришлось направить дополнительное обращение в Комитет ЖКХ и ТЭК Курской области (ответ на обращение в данный момент не поступил, законный срок для ответа не истек) с просьбой предоставить для ознакомления документы, которыми сопровождалось проведение годичных ежесезонных натуральные замеры нормативов ТКО для каждого из 7 Приказов, утверждающих значения норматива в Курской области.

Менее радостным я счел ответ Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области на вопрос о том, был ли произведен перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО, объём которой был рассчитан на основании значений нормативов, установленных с нарушениями. Муниципальный орган пояснил, что несмотря на имеющиеся нарушения, нормативы, действовавшие до Приказа Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области от 17.12.2018 г. № 229, не были отменены, соответственно перерасчета платы не предполагается.

Эпилог

Работа над выявлением проблем и нарушений продолжится, но уже сейчас можно ставить своей целью снижение стоимости услуг по обращению с ТКО. Будут выявлены территории и круг потребителей, имеющих право на перерасчёт.

С учётом анализа активности муниципальных органов и регионального оператора в этом вопросе, перспективы достижения этой цели выглядят реалистичными. Жители области смогут сократить свои расходы на услугу по обращению с ТКО, а деятельность региональных операторов выйдет на новый, более высокий уровень качества.

Всем, кого заинтересовала работа в данном направлении, предлагаю откликнуться и присоединиться: вместе мы ускорим наступление положительных изменений.

Продолжение следует…

Автор: Владимир Синельников

Читайте также: 

Ждать ли новую дорогу в Поныровский район?

Правозащитник подал в суд на Романа Старовойта

Общественники были задержаны охраной «Мираторга»

 

 

#общество #Курск #Курская область #Владимир Синельников #общественник #мусор #отходы #ТКО
Добавь Kursktv.ru в список своих источников


Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти

Похожие статьи

В Курске задержан соучастник убийства криминальных авторитетов
В Курской области состоялся запуск ракетных комплексов «Бук-М3»
В соседней Украине запустили оплату по отпечатку пальца
Куряне не замечают новый светофор на Союзной
Губернатор Орловской области Андрей Клычков принял участие в заседании государственного антинаркотического комитета в режиме видеоконференции

SuperJob.ru

Еще в рубрике

15:17
В Курске на Театральной площади начались масленичные гуляния

13:47
Курянок поздравляют с 8 марта

11:58
Несколько школ Курска стали федеральными инновационными площадками

10:00
С Международным женским днем!

18:11
В Центре Компетенций обсудили благоустройство сквера на Перекальского

16:03
В Курске ветер разорвал флаг России

15:33
Сколько стоят цветы к 8 марта в Курске?

?


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Реклама


Новости СМИ2